Теперь The Retuses снова группа и они представят свой OMYT
Где: клуб Atlas
Когда: 10 мая
Года эдак четыре назад в стане некогда популярной фолк-команды The Retuses произошел грандиозный раскол - все участники разошлись кто куда на почве творческих разногласий, а фронтмен Миша Родионов начал кататься в формате "человека-оркестра". Сам играет, сам поет, сам общается с аудиторией. Безусловно выгодный формат, если ты хочешь подавать материал так, как хочешь этого ты. Но психологически - это невероятно сложно.
Потом Родионов тихо исчез и в Украине, чтобы не соврать, года два не выступал вообще. С конца декабря 2018-го взялся тизерить новый материал, а еще чуть позже - анонсировал совершенно новый, первый за шесть лет альбом OMYT. На прошлой неделе он вышел, а The Retuses снова стали группой. Судя по фотографиям последних выступлений - трио.
OMYT - это семнадцатитрековое путешествие на пятьдесят минут без особой повествовательности. Но если вслушаться, то единая, генеральная линия рассказа тут есть. Существует выражение "нырять в омут с головой". Уверен, что я не один такой подумал об этом сравнении, когда слушал новые песни. Родионов в буквальном смысле ныряет и барахтается в этом всем.
Так вот. Та самая линия повествования - это нагромождение и мутность душевных переживаний, которые создают эдакую биполярность. Из крайности в крайность. В один момент, Родионов как будто обнимает колени руками и всхлипывает, а в другой - словно вспоминает "есенинские" времена и начинает, образно говоря, выкручивать руки. Как эмоционально, так и музыкально.
Рассказчик же - душевный бунтарь, который все ставит под сомнение, все отрицает и всех от себя отталкивает. Причины своего естества он и ищет в этом омуте, но чем дальше в лес - тем больше дров, а итог - плачевен. Но это лишь моя интерпретация услышанного. Вам может показаться все, что угодно.
Но есть один момент. Родионов - больше не милый, мурлыкающий мальчик с укулеле, который заработал славу за счет тех самых "есениснких" песен. Как-то он говорил, что его ориентиры - Джеймс Блейк и Bon Iver. В альбоме OMYT он стал их олицетворением, пускай и не полным. Единственное, что осталось неизменным - место, где все записывалось, а именно спальня дома. В остальном, мы слышим The Retuses совершенно нового образца.
Из парня, который кого-то слушал, о чем-то грезил и когда-то от кого-то фанател, он стал в ряд тех самых ребят, которые производили на него такое впечатление. Конечно, по всем статьям - это не Блейк и не Bon Iver, но их влияние неоспоримо, а атмосфера очень ощутима.
Это логично. Невозможно за шесть лет тишины - а именно столько прошло между Astra и OMYT - не измениться хотя бы на чуть-чуть. Здесь же произошел полный ребрендинг. Теперь нельзя назвать Родионова "российским Beirut" - именно такое сравнение прилипло к нему из-за сильного сходства с музыкой группы Зака Кондона.
OMYT по форме - эмбиентная тянучка с разным наполнением. Здесь можно услышать сырые-сырые панковские аккорды, несколько намеков на трип-хоп и хип-хоп. Не обошлось и без поп-фолка и барокко-попа, но его здесь настолько мало, что его появление кажется совсем непривычным. И, как ни странно, эти поиски и нащупывания жанрового бессознательного прошли для Родионова успешно. Собранный и записанный набор - его стихия.
Единственное, что можно упрекнуть OMYT - в хронометраже. Переходя за экватор слушать становится все сложнее и сложнее. Становится скучновато и это, конечно, проблема. Но не каждый сможет выдержать драматургию на семнадцать композиций. В OMYT же цель, скорее, в другом - чтобы из этой коллекции каждый собрал омут себе по душе. Но это не точно.