Неделя перед выборами президента обещает быть особенно жаркой и острой. Страсти в народе докалились до максимального кипения. А на пороге еще и дополнительное «плескание масла в огонь»: выход третьей части «Слуги народа», которого давно уже окрестили «генеральной репетицией похода Зеленского в президенты». Зритель сколько угодно готов ассоциировать полюбившегося персонажа с актером, блестяще его сыгравшим, но при этом часто забывать, что за правильной подачей стоит еще один человек – режиссер. Режиссер – это тот самый столп, на котором держится все производство. Мечта любого артиста найти «своего» режиссера. «Слуге народа» повезло. Алексей Кирющенко не только блестящий режиссер, но и сам, по первому образованию, актер. А находящийся по обе стороны баррикады, скорее сможет дать зрителю качественный продукт. Есть, правда, одно НО. Сложно сочетать в себе диктатора (а режиссер и должен быть таковым по сути) и порядочного человека, всей душой болеющего за свои детища. Зритель видит уже готовый результат, а сколько усилий, нервов и терзаний скрыто за самим процессом? Вот и интервью писалось в тот сложный период, когда вместо того, чтобы полностью погружаться в творчество, Алексею Адольфовичу приходилось сражаться с «демонами». О чем он сам и начал с порога сетовать…
- Ничего не успеваю…Сейчас я должен быть одновременно в трех местах: меня ждут авторы, ждут операторы и костюмеры, ждут на монтаже. Горит второй сезон «Между нами девочками» на канале «Россия». Сняли мы в ноябре, уже идет эфир. Вышла половина серий, а сейчас я борюсь, чтобы остальные сняли с эфира, потому что не успеваю домонтировать. А серии уже заявлены в эфире. Это канал, они же там думают, что они – Божий престол. Если в сетке серии стоят, значит, они должны быть. И неважно как. Вот – проблема…Большая. Потратил года два жизни: на сочинение, на драфты…А они это сливают в помойную яму…Ну, и по «Слуге» такая же история. Снимается все вопреки. Пазлы дали, а картинку не дали. Ничего не готово, а в эфире скоро…Каналы ставят сроки, но мы в них не укладывались ни разу.
- Несоблюдение дедлайнов – повсеместная проблема
- Ну да, это же вам не яму копать. Государственные каналы – это вообще беда. Качество – для них – понятие относительное. Микрохирургия – это вам не в травмпункте гипс наложить. Продюсерам важно забить сетку. А творчество – это штучный продукт. Так что, сейчас не знаю: если вопрос не решится, буду настаивать, чтобы мое имя убрали из титров, как автора идеи, автора сценария и режиссера.
- Хочу уточнить: это речь сейчас идет о сериале «Между нами девочками»?
- Да. Я за то, чтобы работать честно. Зрителя не обманешь, он халтуру видит сразу.
- Часто страдаете за свою честность и перфекционизм?
- Всю свою жизнь. Уже привычно. Может это как-то связано с гороскопом? Я – Лев и Дракон. Ну, и свойство профессии – от этого никуда не денешься. Привычка – вторая натура. Режиссер – это капитан подводной лодки, командир - поднимающий на бой. Не знаю, с чем еще сравнить…Характер должен быть соответствующий, что вызывает обиды и у актеров, и у съемочной группы. Но без военного режима никуда.
- Не жалеете, что почти не занимаетесь театром, и с головой ушли в кино, телевидение?
- Начинал я с ситкомов, а они ближе к театру. На телевидении невозможно остановиться. Один проект не успевает заканчиваться, а уже подступает новый.
- Вы разве не можете позволить себе выбирать, отказываться от проектов?
- Нет. Потому что, все проекты, которыми я занимаюсь, основываются на обещаниях, на договоренностях с людьми. Каждый раз ты уверен, что получится правильно распределиться, но каждый раз происходят накладки, по не зависящим от тебя причинам. Артист не успевает на съемки в указанные сроки, замена локации, пролонгации по не написанию сценария. Жизнь вносит коррективы. Ты не имеешь стопроцентного тыла. Ты не можешь заранее знать, что сценарий полностью не готов, что одного автора уведут на другой проект, а второй – уйдет сам. Ты работаешь не с Ильфом и Петровым, Гориным или Брагинским. Некоторым может казаться, что тебя все не устраивает. Нет, это не так. Просто ты идешь по своему мысленному процессу, опираясь на мировую драматургию, которую читал с детства, у тебя два с половиной образования, ты в театре с 13 лет! Ты просто не хочешь опускаться вниз! А комедия – это очень сложный жанр. Сложнее, чем мелодрама и даже трагедия. Вероятность провала в комедийном жанре – огромная. Всем нужно быстро, качественно, талантливо…
- …и бесплатно?
- Нет, вот это, как раз, исключено. Другой момент, что я о деньгах совсем не думаю, поэтому, видимо, они у меня и есть. Так вот, возвращаясь к предыдущему вопросу: может все бы и бросил, но я ничего другого делать не могу. Говорят же, что режиссура – это не профессия, а мировоззрение. Режиссер, как камертон или лакмусовая бумажка, видит: кто в процессе, а кто нет. Это видно по глазам. Недаром говорят, что глаза – это часть мозга, вынесенного на периферию. Нынешние актеры – это проблема. Они должны быть глиной в руках режиссера, а тебе в руки попадает чаще всего цемент, который нужно раздробить. С этим теле-кино бизнесом, который так построен: недорого и быстро – актеры потеряли школу. В 95 процентах актеры не помнят даже, чему их учили на первом курсе. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Тупо зарабатывают деньги, играя чушь. Заштампованные донельзя. При этом с амбициями! Нет повести печальнее на свете, чем мальчик на актерском факультете…
- Но вам повезло. Вашими учителями на актерском факультете были великие Юрий Катин-Ярцев и Владимир Этуш.
- На нашем курсе было 36 человек, из которых ВУЗ закончили – 16, а работают по профессии человек шесть. Да и среди тех, кто работают, не могу сказать, что прям так звезды с неба хватают. Много артистов поуходило в монастырь.
- Вот интересная тенденция. Актерская профессия церковью не приветствуется, считается одной из самых греховных. Тем не менее, многие артисты идут в монастырь или священнослужители. А ведь, по сути, церковь – такой же театр.
- Философия на эту тему благообразная и многосторонняя. Лучшими из священников становятся те, кто в миру больше всех грешил. Я с этим полностью согласен. Актеры всегда в образе, всегда что-то ищут. Церковь – это тоже что-то такое таинственное, как и любая сцена, спектакль.
- А когда актер уходит в режиссуру, это тоже связано с поиском нового образа?
- В моем случае, я – режиссер поневоле. Еще участь в Днепропетровском театральном училище, успел поставить отрывков десять. Потом ушел в армию. Вернувшись – продолжить ставить. И мой педагог, Нелли Михайловна, всячески это поощряла. Потом поехал в Москву, поступать на режиссуру, но в тот год курс набирал совсем не тот педагог, у которого я бы хотел учиться. А со мной поехала моя тогдашняя супруга, и на вступительных в Щукинское училище я ей подыгрывал. Попросили показаться и меня. В итоге я поступил, а жена – нет. Чуть позже Катин-Ярцев взял ее на добор. Так вот, вокруг масса молодых актеров, а у меня уже опыт – как тут было не разгуляться? Начал ставить своим однокурсникам. Актерская профессия, если сказать по-доброму, проститутская. Всегда нужно кому-то отдаваться, тому, кто способен тебя загореть своими идеями, за кем ты можешь слепо следовать. Я для себя такого режиссера не нашел.
- Когда вас приглашают на съемки в качестве актера, в вас не побеждает режиссер, нет перетягивания одеяла на себя?
- Я самый послушный актер. Потому что, как режиссер, знаю все процессы, знаю, как это сложно. Я уважаю и защищаю своих коллег. Более того, профессия режиссера сейчас деградировала. Главным является не он, а продюсер. Именно продюсер устанавливает сроки, правила и подгоняет режиссера под них. И тот постоянно должен оправдываться за то, что он снял.
- Наши реалии таковы, что уже не только продюсер диктует свои условия, но и политики. Не все, что снимают, доходит до зрителя. В том числе из-за пресловутых запретов на того или иного актера. Кстати, «Ликвидацию», где вы играли Марка, постигла та же участь.
- Когда случилась вся ситуация в Одессе, в 2014 году меня пригласили на телеэфир, якобы поговорить о фильме. Но все приняло политический подтекст. И здесь (кивает в сторону кабинетов «Квартала») предупреждали: «Не ходи, ничего хорошего там не будет». Были правы. Сейчас можно сказать одно, а твои слова вырвут из контекста, подложат закадровый текст. Это у нас делается на раз (щелкает пальцами). Я вообще не понимаю происходящее. Элементарно: у меня отец – украинец, из Диканьки, а мама русская. Мне кого начать первым убивать? У нас десятки миллионы ассимилированных русско-украинских семей. Что ж вы делаете? С ума все посходили? Мой днепропетровский курс давно разъехался: кто в Украине живет, кто в России, кто еще дальше. Так вот смотришь в фейсбуке: они спать не лягут, пока друг друга не проклянут по пять раз. Может что-то такое есть в сути человеческой? Не знаю…
- Так же непонятно, как артисты театра и кино могут угрожать национальной безопасности страны. Или почему одним артистам можно спокойно ездить гастролировать в Россию и их никто не трогает, а другим - устраивают травлю. Двойные стандарты?
- Есть такое. Я недавно забанил Юру Батурина (российский актер, родом с Украины, член партии «Единая Россия» – прим.авт.). Просто достал политическими разговорами! Причем все разговоры такого соловьевского пошиба. Это же нельзя выдержать! И вот куда ты в депутаты полез?! Происходящее сейчас, чем-то напоминает мне ситуацию в 90-х, когда телевизор заполонили группа «На-На», Басков, Киркоров, Галкин, Леонтьев. И они вдруг превратились в актеров! Весь актерский мир был в шоке. Это поломало зрительский вкус…
- Хм…Почему-то вы перечислили представителей нетрадиционной ориентации…
- Они же все активные ребята, у них свой клуб по интересам (усмехается). Как в Древнем Риме: с кем философствуешь, с тем и…Но я их люблю за то, что они хотя бы к женщинам не пристают и в этом плане на них всегда можно положиться (смеется). В вахтанговском театре их тоже было много, как оказалось. Но я до 30 лет даже не знал такого слова – гей. Я когда учился в десятом классе, услышал, что кого-то там избили или ударили за то, что он педераст. Говорили об этом шепотом. А я думал, что тот человек что-то украл. Сейчас же полнейшая подмена понятий, ценностей. Возьмем хотя бы актерскую сферу. Знаете, какая самая сложная роль в шекспировском «Гамлете»? Первый могильщик. Потому что, Шекспир написал коротко: копает и поет. А актеры сейчас могут либо копать, либо петь. Поэтому я, как режиссер, запрещаю актерам играть. Вот и все.
- «Квартальцы» легко подаются обучению?
- Не все. Бог же по-разному всех поцеловал. Но вот Кошевой – совершеннейший талант. Лена Кравец несколько лет назад брала уроки актерского мастерства и прекрасно выучилась. Она блистательная актриса.
- А Зеленский хороший актер?
- Да. Он органик. Он точный. «Слуга народа» выстрелил во многом благодаря ему. Роль Василия Голобородько – стопроцентное попадание.
- Ходят упорные слухи, что создание «Слуги народа» давно запрограммированная предвыборная кампания.
- Нет, это не так. Идея с номером про честного чиновника возникла у ребят, когда они еще играли в КВН. Талантливое и смешное по чьему-то заказу написать нельзя. Бывает только своевременное. Вы знаете, что сериал «Друзья» был создан в тот период, когда в Америке участились случаи самоубийства студентов, не поступивших после колледжей в университеты? Многие настолько сильно переживали свой провал, что лишали себя жизни. Потому было принято решение подарить молодежи что-то легкое, веселое и жизнеутверждающее. А сериал «Слуга народа» выстрелил сейчас, потому что тема актуальная. Страна заполитизирована. Люди устали. После того дна, которого все достигли, должны, по идее, пойти полезные ископаемые. Я не думаю, что президент должен быть экономистом. Президент, в первую очередь, должен уметь собрать вокруг себя грамотную команду. Иногда мне не хочется, чтобы Вова победил…
- Неожиданно. Почему?
- Мне его жалко. Он же тот человек, который отдает себя делу всего, без остатка. Полумерами жить не привык. Поэтому жалко его, как друга. Я могу руку дать на отсечение, что он точно не идет для того, чтобы становиться миллиардером. Воровать и грабить он не будет. А кто не будет делать этого сам – не даст делать другим.