Как же прекрасно, что в Одессе появляется театральное разнообразие. Глядишь, что у одесситов начнёт вырабатываться вкус и желание ходить в театр, а Одесса станет новой театральной столицей. Вот и в середине марта в Одесском украинском театре прошла премьера «Энеиды XXI» Максима Голенко, художественного руководителя киевского Дикого театра и автора спектаклей «Вий 2.0» и «Кицюня».
Где: Одесский украинский театр им. Василько (Одесса, ул. Пастера, 15)
Когда: 13 апреля в 19:00; 14 апреля в 19:00
«Забудьте Котляревского! Он устарел и никому не нужен. И вам не нужна эта вторичная переделка, когда в ХХI веке можно сделать свою», — примерно так следует воспринимать новый спектакль, основанный на оригинальном эпическом произведении Вергилия. Автор пьесы Виталий Ченский дал старому сюжету фальсификации национальной идеи новый смысл украинского душка: когда национальных идей много, но каждая отвратительна по-своему.
Персонажей — под тридцать штук. Эней с компанией — беженцы с Донбасса, путешествующие по регионам Украины и ищущие новый дом. Боги, правители и жители эллинских городов узнаваемы из украинской политической действительности. При этом сюжет спектакля особо чувствителен к окончанию президентских выборов, когда общество обострено потрясениями, на которые год назад не обратило бы внимания.
Подготовка спектакля началась ещё с лета прошлого года и задействованы как одесские, так и киевские актёры. Изначально создавалось впечатление, что делают что-то массивное и большое. И спектакль и вправду получился большой и объёмный, но, к сожалению, неповоротливый. Массивность стала той же проблемой, что для корабля Васа, который не выдержал собственного веса. Из-за попыток режиссёра с драматургом наполнить пьесу как можно большими смыслами, спектакль расползается, в нём не хватает собранности и отрепетированности.
Драматург добавил конфликт между отцом и главным героем, когда в оригинальном тексте конфликта не было. Из-за чего ярким пятном спектакля стал Анхиз, отец Энея, которого играет Александр Ярема, что в плюс Яреме, но в минус режиссёру. На его фоне остальные персонажи блекнут, хотя и задействована большая часть трупы. В спектакле скачет динамика, плывут сцены, просадки, ощущается неуверенность актёров — проблемы, что можно исправить либо количеством репетиций, либо сокращением спектакля.
«Энеида XXI» вполне типична и ожидаема для вселенной Голенко. Почерк, приёмы, тематическая чёрная сатира, приправленная нецензурной бранью и вульгарным эпатажем. В общем, никаких ожиданий устоявшегося режиссёрского образа не нарушено, что хорошо. И в любом случае рад, что в Одессе появился спектакль Максима Голенко. Это приносит разнообразие в театральную жизнь города, где каждый спектакль находит своего зрителя.
Спектакль на 6 из 10. Если не знакомы со спектаклями Голенко и нет возможности посмотреть их в Киеве, то сходите. В противном случае воздержался бы, так как «Энеида XXI» — далеко не лучший спектакль Максима. А так, время покажет, насколько разыграются актёры. Время покажет, насколько спектакль приживётся в театре.