В Театре на Липках поставили комедию Оскара Уайльда «Идеальный муж». Если вы любите старый добрый, я бы даже сказал, советский театр без всяких там выкрутасов и загадочных режиссерских изысков, театр, в котором все просто и ясно, как божий день, – спектакль Заслуженного деятеля искусств Украины и России Константина Дубинина создан специально для вас.
Когда: 31 марта, 19:00
Где: Театр на Липках (ул. Липская, 15/17)
Уайльд написал «Идеального мужа» в 1893-м. Сюжет пьесы заверчен вокруг шантажа, посредством которого заезжая авантюристка миссис Чивли пытается склонить баронета Роберта Чилтерна, чтобы он в Палате общин произнес речь в поддержку одного весьма сомнительного, а то и откровенно нечистого проекта. В руках у Чивли находится письмо, компрометирующее Чилтерна: когда-то баронет тайно участвовал в крупном мошенничестве, связанном с продажей акций Суэцкого канала. Обнародование этого письма сломает Чилтерну репутацию и уничтожит его карьеру. Баронет стоит перед выбором, который может оказаться роковым.
Коварная миссис Чивли (Людмила Загорская) шантажирует растерянного сэра Роберта (Александр Зиневич)
Постановку Дубинина хочется дипломатично назвать, например, классической или там академической. Впрочем, надо признать, что некоторые вольности режиссер себе все-таки позволяет. Его английские аристократические дамы одеты в частично прозрачные ткани, из-под которых хорошо видны их замечательные стройные ножки. Кроме того, дамы время от времени помавают ручками, то есть совершают движения, которые в английских гостиных конца XIX столетия совершать было не принято. Из театральных условностей есть еще пластические сценки, в частности, открывающие и завершающие спектакль. Наконец, нельзя не отметить, что некоторые персонажи произносят некоторые монологи, обращаясь к залу – словно в каком-нибудь МХАТе былых времен.
В «Идеальном муже» есть несколько пластических сцен, призванных оживлять монотонное действие
Еще можно похвалить актеров за то, что они артикулируют внятно и старательно, почти не сбиваясь, а если и сбиваются, то не сильно. Более того, многие проговаривают реплики с выражением, хотя, скажем прямо, отнюдь не все. Например, Александр Зиневич в роли сэра Роберта Чилтерна излишней выразительностью свою роль не нагружает. Несколько более живым выглядит Владимир Захарченко, играющий лорда Артура Горинга. Наверное, дело в том, что сэр Роберт как примерный семьянин и высокопоставленный политический деятель вынужден вести себя максимально сдержанно, а легкомысленный сибарит Горинг может позволить себе гораздо больше свободы.
Лорд Артур Горинг (Владимир Захарченко) никак не решается сделать предложение мисс Мейбл Чилтерн (Марина Андрощук)
Напомню, что «Идеальный муж» по жанру комедия, однако в первом действии это почти незаметно. Несколько раз по залу пробегали отдельные несмелые хохотки, но этим реакция публики ограничивалась. После антракта аудитория стала откликаться чуть более оживленно. Было на что: к примеру, миссис и мисс Чилтерн, то есть жена и сестра сэра Чилтерна в исполнении соответственно Екатерины Марченко и Марины Андрощук выдали кое-какую эксцентрику. Да и в поведении Горинга заметно прибавилось шутовства.
Всех затмила Валерия Чайковская в роли миссис Маркби. Во-первых, ей от Уайльда достались самые остроумные фразы. Во-вторых, это именно она произносила их в зал, да еще и с акцентированной театральной экзальтацией; народная артистка Украины свое дело знает. Самую бурную реакцию публики вызвала фраза: «Як я не люблю театр! Як я втомилася від цих другосортних переживань!». Миссис Маркби было нетрудно понять – у меня во время спектакля возникали те же самые ощущения.
Валерия Чайковская в роли миссис Маркби – самая яркая актриса спектакля
В «Идеальном муже» Театра на Липках есть одна показательная деталь. В начале пьесы на столик выносят вазу с пластмассовыми фруктами. Через некоторое время ее зачем-то перемещают на пол, в центр авансцены, где она и пребывает до конца первого действия – вы можете ее увидеть на первом фото к статье. Не знаю, какое содержание вкладывал в свой ход режиссер, но эстетику его постановки этот бутафорский предмет олицетворяет идеально.