Муж уходит на работу, спрашивает у жены, придет ли сегодня ее любовник, жена говорит: да. Муж вроде бы не ревнует, но нет, все-таки ревнует. Потом начинает ревновать и любовник, да и жена принимается ревновать мужа, потому что он спит с какой-то шлюхой. В Малом драматическом театре поставили пьесу Гарольда Пинтера, написанную в эпоху сексуальной революции, когда в Европе только начинали учиться плохому.
Когда: 5 апреля, 19:00
Где: Малый драматический театр (ул. Гончара, 33)
У Ричарда (Юрий Кулинич) есть претензии к Саре (Слава Красовская): в наличии у нее любовника у него нет причин сомневаться
По ходу действия «Любовник» должен шокировать дважды. Первый раз в самом начале, когда муж с ледяным спокойствием выясняет, придет ли к жене ее хахаль и как она с ним собирается проводить время. Второй раз ближе к середине, когда оказывается, что любовник и муж – это одно и то же лицо. В каком-нибудь 1963-м, в год премьеры спектакля, это и впрямь могло удивлять. В 2019-м зритель-хипстер скептически хмыкнет: мол, сексуальные ролевые игры у этих ребят, в общем-то, прикольные, но очень уж олд-стайл.
Амплуа похотливой шалавы
Пьесу Пинтера также можно трактовать в духе расхожих представлений о психопатологии семейной жизни. Ричард и Сара уже десять лет женаты, у них двое детей, возраст приближается к пресловутому среднему, а чувства неизбежно притупляются. Нужно что-то новое, пикантное, возбуждающее, но если не преступать пределов традиционной морали, то выбор невелик. В результате муж играет роль любовника, а жена выступает в амплуа похотливой шалавы. Проблема в том, что даже этот относительно мирный паллиативный расклад становится для героев невыносимым.
По ходу действия Сара принимает немало эффектных поз
В спектакле молодого режиссера Наты Будариной конфликт начинается еще раньше, чем предусмотрено драматургом. Ее Ричард (Юрий Кулинич) уже во второй сцене теряет контроль над собой и пару раз тарабанит кулаком по столу, хотя потом все-таки берет себя в руки и продолжает изображать счастливого супруга, не способного опуститься до такого низменного чувства, как ревность. Впрочем, главная коллизия остается неизменной. Игра освежает чувства, но вызывает парадоксальные, типично пинтеровские противоречия. Когда ты живешь двойной жизнью, одно твое «я» вполне может возненавидеть другое.
Одно твое «я» вполне может возненавидеть другое
Если в пьесе Пинтера ведущая роль принадлежит Ричарду, то в постановке Будариной на первый план неизбежно выходит Сара. Тут надо как-то поделикатней, а то ведь актеры – существа ужасно обидчивые… В общем, штука в том, что Слава Красовская та еще красотка, к тому же выше своего партнера на полголовы, так что при всех стараниях Кулинича в центре внимания все равно остается Сара. Впрочем, не исключено, что это во мне говорит не столько критик, сколько мужчина. Сейчас мое первое «я» заткнет рот второму, и мы оба пойдем дальше.
Сейчас они начнут метелить друг друга, и эта сцена станет в спектакле самой смешной
Бударинский «Любовник» сделан с хорошим вкусом. В минималистском оформлении сцены есть любопытные нюансы: наполовину завешенные стенные часы словно нивелируют время, а торшер, обычно символизирующий семейный уют, стоит со свернутой набок шеей. Удачно подобран музыкальный ряд. Особо нужно отметить Сергея Огрудницкого, автора прихотливого и точного светового оформления. Характерная деталь: супруг-Ричард, превращаясь в любовника-Макса, надевает ядовито-зеленую футболку, но уже в следующей сцене под фиолетовыми софитами она превращается в скучную серую.
«Любовник» заканчивается многоточием: правила меняются, но игра продолжится
Чуть ли не главная фишка постановки – ритмические скетчи. С одним из них, построенном на постепенно ускоряющемся повторе движений, фраз, ударов каблуками по полу и ладоней по столу, Бударина выиграла конкурс Taking the Stage и получила поддержку Британского Совета. Другой служит финалом спектакля, правда, последний эпизод постановки лишен акцентов, расставленных Пинтером, из-за чего выглядит несколько скомканным.
«Любовник» сделан с хорошим вкусом
Да, еще вот какая забавная деталь: в пьесе ритмические этюды не предусмотрены, зато они были в российской антрепризной постановке 2002 года с Сергеем Маковецким и Евгенией Симоновой. Как похожие сцены попали в спектакль Будариной? Давайте считать, что это совпадение чисто случайное.