Стас Жирков ушел из театра «Золотые ворота» в Театр на левом берегу Днепра, но дело его живет и процветает. Нынешняя премьера золотоворотской команды, спектакль «Бери од жизні всьо», созданный Татьяной Губрий по текстам Руслана Горового и Татуси Бо, во многом смахивает на предыдущую, «Отелло / Украина / Facebook», которую ставил не кто иной, как Жирков. Правда, эта социальная сатира на украинскую современность, в отличие от той, обошлась без помощи Шекспира.
Где: театр «Золотые ворота» (ул. Шелковичная, 7а)
Виктор (Владислав Онищенко, справа) и Павлик (Антон Соловей, слева) распили бутылочку боярышника и увидели джинна
Двое гопников с именами Виктор и Павлик (уже смешно, да? как это нет? ой всё!) употребляют через соломинку (экие эстеты!) фунфырик боярышника, из которого к ним является джинн Толик (что, опять смешно? а вы прочтите вслух!). Джин-Толик обещает исполнить два желания Виктора-и-Павлика, но те, пораженные увиденным чудом, никак не могут понять, чего они больше хотят, много бабла, велосипед «Украина» или сняться в порнофильме. А может, самое интересное в жизни – это узнать, что больнее, бабе рожать ребенка или мужику получить по яйцам.
Двое гопников с именами Виктор и Павлик
Как и жирковский «Отелло», губриевский «Бери од жизні всьо» – спектакль-коллаж. Он скомпонован из нескольких новелл-зарисовок, связанных друг с другом не сюжетно, а тематически и стилистически. В наличии: вышеупомянутые конотопские гопники, жлобоватые мамаши на детской площадке, торчки из студенческого общежития, придурочное эротико-психологическое ток-шоу «Точка Жи», училки, в ужасе вспоминающие подробности вчерашней пьянки в пустующей на время карантина школе, нищее и коррумпированное региональное телевидение 1990-х... Такова наша плюс-минус современность, упоительная действительность родимого захолустья.
Роли экспертов на эротическом ток-шоу исполняют Дарья Твердохлеб, Артем Плендер и Виталина Библив
Наличие Виктора-и-Павлика сшивает отдельные эпизоды в единое целое, но в первую голову их все-таки объединяет стилистика. Уже по одному лишь названию можно догадаться, что «Бери од жизні всьо» – это территория суржика, грубого низового юмора и провинциального филистерства, перемешанных до такой степени, что в одновременно возникающей симпатии и антипатии к персонажам нет ничего удивительного. В этом плане особенно показательны невозможно колоритные героини Виталины Библив; о таких одна моя теща с сарказмом говорила «прелесть какая гадость».
Губриевский «Бери од жизні всьо» – спектакль-коллаж.
В «Бери од жизні всьо» тексты современных украинских авторов не миксуются с пассажами из Шекспира, но это далеко не единственное отличие постановки Губрий от спектакля Жиркова. В «Отелло / Украина / Facebook» комедийные сцены перемежались серьезными, даже патетическими, здесь же юмор идет сплошным потоком, а любителям морали и пафоса, привыкшим задаваться школьным вопросом «чему учит нас это произведение?» придется ждать до самого конца. Их терпение будет вознаграждено финальной сценой, популярно объясняющей, что алкоголизм и наркомания это плохо, а благотворительность и милосердие – хорошо.
Кристина Люба и Дарья Твердохлеб демонстрируют, до чего может довести приличных учительниц карантин и розовое полусладкое
Последняя героиня Библив – единственный сугубо положительный персонаж спектакля, женщина, взявшая на воспитание трех детей из Донбасса. Сцена донельзя бестолковая, прямо как-то неловко. Телевизионщик приезжает на съемку без аппаратуры и просит помощи у первых встречных – это, конечно, наши Виктор-и-Павлик. Пацаны легко входят в роль операторов – не, ну а шо там снимать, плевое дело! Прослушав монолог доброй женщины, они без колебаний дарят камеру журналисту – на их месте так поступил бы любой конотопский гопник. Видимо, после этого случая просветленные Виктор-и-Павлик немедленно начнут новую, сознательную и беспорочную жизнь. Как говорила одна моя жена, «ага, щас!».
А теперь о серьезном. Героиня Виталины Библив рассказывает безалаберному журналисту (Орест Пастух), как она взяла на воспитание донбасских детей
Что характерно, все предыдущее – деградация люмпенов из глубинки, цинизм бывалых рожениц, разнузданность дорвавшихся до свободы педагогинь, густой мат из уст нежной девушки и милой бабушки – в спектакле «Бери од жизні всьо» сомнений не вызывает. А вот искусство перехода от фарса к пафосу в отечественном театре покамест доступно единицам.