Я встретился с известным режиссером-постановщиком и музыкальным продюсером Олегом Боднарчуком, чтобы узнать у него о школе режиссеров, которую он решил открывать. Но то, как пошел наш разговор, стало для меня приятным сюрпризом. Это одно из тех интервью, в котором сам интервьюер смог для себя многое взять в плане взглядов на жизнь и на окружающий мир.
Знаете, вот этот забавный момент в интервью, когда обычный разговор сразу после включения диктофона приобретает какой-то официальный тон.
Это только первые пять минут, потом все налаживается.
Насколько мне известно, у вас очень плотный график. Над чем вы сейчас работаете?
У меня всегда параллельно идет работа сразу над несколькими проектами, которые я сам придумываю или выбираю из предложений, что мне поступают. В данный момент я занимаюсь открытием своей школы режиссеров шоу. Это моя давнишняя мечта. Меня в первую очередь интересуют самые талантливые и крутые ребята с нестандартным мышлением, у которых есть цель. Я решил, что половину возьму на бесплатное обучение, а половину на платное, чтоб у всех была возможность ко мне попасть. Этим я сейчас живу: разрабатываю интересные лекции, практические занятия. Так же у меня идет работа над премией Муз ТВ, которая будет в июне. Ею мы полгода уже занимаемся. Ну и мой продюсерский проект, который всегда со мной – певец ALEKSEEV. А так же куча интересных мелочей.
А как у вас родилась эта идея создать школу и вырастить новое поколение режиссеров?
Мне кажется, что каждому человеку в каком-то возрасте приходит осознание того, чем он должен заниматься. За исключением тех случаев, когда люди без воли идут по пути, который им указали родители. Но, анализировать как-то свое призвание очень сложно. Так вот, у меня уже был опыт преподавания в университете. Я вел курс от начала учебы до самого диплома и уже тогда понял, что мне это нравится. В противном случае, я бы 4 года, наверное, не выдержал. Еще у меня были разные мастер-классы. Но это все были скорее пробы пера, так как в университете у меня вообще не было опыта. Я готовился к занятиям в библиотеках: читал, что делают другие. Тогда я был скорее теоретиком, который умничал и рассказывал, как можно сделать то или иное событие. И знаете, я могу сказать, что этот путь стал для меня самым лучшим образованием. Когда я учился, то не было совершенно никакой осознанности, а когда я пошел преподавать, у меня появился стимул изучить всю эту литературу. Я почувствовал, что настоящее образование получил только тогда, когда стал педагогом. Мне это нравится. Я даже чувствую на себе какую-то ответственность, что таким опытом я просто не имею право не поделиться.
Я так понимаю, что эту идею вы вынашивали очень давно. Что стало окончательным толчком, после которого вы поняли, что теперь точно пора открывать школу?
Я очень часто в жизни чередую свои занятия. Был период, когда я слишком много ставил номеров. Я уже ради хохмы начал их считать и бывало такое, что в год я мог поставить 300-400 номеров на разных телевизионных шоу, на сольных концертах артистов, на сборных концертах и т.д. В итоге пришел к осознанию, что если у меня не будет какого-то тыла в плане других занятий, другой профессии, которая, может быть, быть как-то соотноситься с моей, то я просто брошу все это. Периодически, когда мне уже нечего сказать как режиссеру постановщику, я могу поработать продюсером, а когда я понимаю, что мне нужна какая-то перезагрузка как продюсеру, то я ухожу в преподавание. Таким образом жизнь, можно сказать, идет по кругу, но в тоже время вот эти мои три ипостаси развивают одна другую. Мой педагогический опыт делает меня лучше как режиссера. Я окунаюсь и в литературу, и в художественно-изобразительное искусство. Я все изучаю, я хочу быть грамотным, хочу преподносить все это глубоко и, конечно, мне, как режиссеру, через какое-то время это даст возможность по-новому творчески дышать и что-то новое выдать. Я это очень ценю в преподавании. Так же, общение с молодежью возвращает тебя в тот возраст и добавляет тебе энтузиазма, который, к сожалению, имеет свойство иссекать.
Какой план обучение планируется? Где и как это все будет происходить?
Я, конечно, запланировал в этот раз все гораздо глобальней, чем это обычно происходит. Как правило, это несколько лекций или мастерклассов люди дают. У меня же это семестровое образование, где будет 100 часов занятий у каждого студента. Это будут как лекционные уроки, так и практические. Все будет сопрягаться и с моим личным творческим опытом, а так же с опытом моих коллег, современников, которые много чего добились в Украине и в мире. Еще одной важной целью для меня будет отбор из этого количества студентов в мою новую команду. Мне всегда нужны свежие взгляды на жизнь. У меня такая профессия, что если ты не будешь держать время за руку, то ты окажешься на обочине, а более прогрессивные будут впереди тебя. Поэтому, я очень рассчитываю на это общение с молодежью. Все мои ученики, которые добились сейчас больших высот – это те, кто на протяжении 3-4 лет делали со мной все мероприятия.
Для многих ваших учеников вы являетесь духовным лидером и большим авторитетом. Кто был в свое время для вас таким человеком?
У меня такое свойство характера, что я не буду общаться с неинтересным мне человеком ни одной минуты. Мне всегда было предпочтительнее почитать книгу умного человека и я для себя интерпретировал, что это и есть мое общение с миром. Но, могу сказать, что даже в Украине люди, которые сейчас являются моими коллегами, было время, когда они были моими учителями. Забавно, что они об этом даже не знали, но я же человек с улицы, практически, и попал впервые на большой проект, тогда это была «Фабрика звезд: 3 сезон». Просто меня взяли потому, что была должность, а некому было этим заниматься. Моя знакомая Наташа Яковлева меня туда порекомендовала по дружбе студенческой. Я пришел и увидел работы Алана Бадоева, Лены Коляденко и на меня это произвело очень большое впечатление. Это люди, имеющие на тот момент уже колоссальный опыт и превосходный вкус, но мои скромные потуги, из-за которых я страдал, ставили в ряд с работами этих людей и тогда это было для меня ученичество. Я помню, у нас были репетиции: Лена Коляденко свой номер репетирует, я свой. Она ни слова не говорила, когда шла репетиция моей работы, а мне так хотелось, чтобы она сказала: «Ты вот в этом неправ, а это нельзя так делать!», но у нее было такое безэмоциональное лицо и я по глазам угадывал, нравится ей или нет. Таким образом старался оттачивать свой вкус и это именно тот случай, когда я нуждался в критике. Поэтому, когда я сейчас читаю какие-то обиженные посты или комментарии людей, которых критикуют, то я им всегда пишу одно и тоже: «Благодарите за критику! Критика еще никого не сделала хуже».
Раз уж мы заговорили о Фабрике звезд (первый большой проект Олега), то мне хочется узнать, насколько сильными были трепет и волнения, когда вы поняли, что вам предстоит работа над столь масштабным проектом?
Чтоб вы понимали, вся моя семья переживала вместе со мной. Было такое, что я не спал ночами. Представьте, в каком я оказался тогда положении: меня поставили в один ряд с двумя корифеями. Они уже задали тон этому проекту, выложили максимально свой опыт и тут я появляюсь. Мне кажется, какое-то свое третье или четвертое образование я получил именно на этом проекте, потому что столько материала, сколько мне пришлось перелопатить, столько проб, которые не увенчались успехом, столько ошибок, столько страданий. Был случай, когда меня ночью дома застали, как я сижу и ем одеяло из-за страха, а я настолько переживал и боялся, что даже не замечал этого. Да, это очень было нервно и очень было стыдно. Я бы сейчас пожалел чисто по-человечески человека, который бы оказался на моем месте потому, что одно дело испытывать чувство страха, а другое – чувство стыда, когда у тебя не получается. Ты видишь, что у тебя хуже, чем у них. Да, где-то есть мысль, что это объективно, у тебя нет еще такого опыта, ты занимался со студентами, а эти люди уже имели огромный пласт работы за плечами. Но вот это чувство стыда, когда ты понимаешь, что не дотягиваешь – это и стимул, чтобы идти дальше, если у тебя есть силы. Но, я знаю многих людей, которые ломались на этом этапе. Они не хотели переживать эти эмоции еще раз и еще раз. Это на самом деле очень тяжело и очень трудно испытывать чувство стыда за себя. Да, ты вроде и невиноват, но ты какой-то и неталантливый по сравнению с мастерами. Не каждый может это переступить. Я уверен, что процентов 90 ломается.
Да, у меня так было, когда я учился на режиссера и на актера: я смотрел на своих более талантливых одногруппников и спрашивал себя, а зачем я нужен в этой профессии, когда есть уже они? Но в какой-то момент говоришь себе, что не можешь иначе и идешь дальше
А у меня может было бы наоборот, если бы не мой педагог Валерий Зайцев. Вы знаете, педагогу очень важно, как мне кажется, подарить веру будущему художнику в себя. Я думаю, если бы у меня этого не было со студенческих лет, то я бы тоже сломался. А у меня прям педагог мной восхищался, иногда даже на пустом месте. Я же с украинской деревни фактически, я разговаривал на суржике, не было никаких предпосылок к тому, что я чего-то смогу добиться в этой жизни. Я ходил в каком-то свитере, заправленном в спортивные штаны с лампасами, мне так было все интересно потому, что та жизнь, которая у меня была в детстве – это скучно. А здесь, мне казалось, что я в своей стихии и я реально пропадал в этой аудитории, еще и заставлял других со мной что-то репетировать. И вот, мой педагог не постеснялся когда-то на третьем курсе вывести меня в коридор и произнести следующие слова: «Я хочу сказать тебе одну такую вещь: я считаю, что ты надежда украинского шоубизнеса». И вот, мне 19 лет, я такой зачуханный стою, слушаю эти слова и спрашиваю себя, а почему он мне это говорит? Зачем он мне это говорит? Но это меня настолько окрылило, что мне кажется, что какой-то мой взлет начался именно с этого момента. Не тогда, когда я сделал первый большой проект и меня похвалили продюсеры, а именно там в коридоре, когда я услышал эти слова. Я всегда понимал, что студента и творца надо растить. Немало случаев, когда педагоги с малым количеством опыта начинают себя реализовывать именно на студентах: какие-то свои фантазии, работы. Студенты становятся просто актерами в их так званном театре. А быть современным педагогом – это растить себе конкурентов, если ты реально решил заняться педагогикой.
У вас же уже есть ученики. И вот недавно была история, когда три ваши ученицы поставили номер для Pink на Brit Music Awards, который по сути является вашим с американского шоу талантов. Как это вообще возможно? Как вы отреагировали?
Могу рассказать про эмоции, что я испытывал, когда я это узнал. А узнал я об этом с новостей. Со мной это вообще не обсуждалось даже. Испытал разные эмоции, целый спектр. Но потом подумал и решил, что надо поступить в этой ситуации так, как бы поступил человек, которым бы я гордился. Так что я поздравил девочек, разделил их успех и конечно же это не только для них большая победа, или для меня, а в первую очередь для Украины. Ведь это беспрецедентный случай, когда идеи из Украины интересуют мировых звезд, они этим пользуются и выглядят в этом достойно.
Признаюсь, пока готовился к интервью, то посмотрел ваш номер с американского шоу талантов и даже прослезился немного, настолько он меня тронул.
А вы понимаете, как бы это странно не звучало, подход был абсолютно технологичным. Я к тому времени уже так натаскался всеми этими приемчиками, что у меня таких эмоций при создании этого номера не было.
А насколько вы деспотичный в работе? А то разные слухи ходят
До определенного момента был деспотом. Меня звали даже в какие-то проекты международные, где мне говорили: «Мы группу режиссеров приглашаем и не все зависит от вас. У нас коллективное творчество. Мы садимся за стол и набрасываем идеи». Я им отвечал, что это вообще не мой подход. Я сам закрывался в кабинете, сам все записывал и выдавал. Но, в последнее время все немного поменялось. У меня был опыт недавно с cольным концертом Светланы Лободы. Она меня пригласила и говорит: «Олег, у меня вот какие-то куски, уже все придумано, давай сделаем так?». Я ей говорю: «Света, ну пойми, я так не работаю. Я отказываюсь всегда от таких работ. Я не люблю быть болтиком в каком-то большом механизме, а уж тем более нести за это ответственность. Я не могу все это взять в руки и гарантировать, что это будет круто. Ты же этого хочешь?». Но, она как-то сумела меня убедить. То с одной стороны ко мне подошла, то с другой, позвонила мне, еще раз рассказала. И как-то она так сумела влюбить меня в какие-то свои идеи и плюс я добавил свои, и у нас получился очень симпатичный сольный концерт. Это был мой первый опыт, где я больше прислушивался, и, могу сказать, что даже развивался. У Светы исключительный вкус, она круто чувствует время, она занимается модой, она занимается музыкальным трендами и все это отслеживает. Я этого не делаю, поэтому я выбрал позицию, что мне лучше будет послушать Свету и она во многих вещах понимает, может, лучше. Кто его знает, как в итоге получится? Пока это мой единственный такой опыт, но мне он понравился.
Вы работаете и в Украине, и в России и в Америке, и во многих других странах. Какая разница вообще в подходе к работе в тех или иных странах с Украиной?
Я не ощущаю разницу в подходах, потому что у меня есть мой украинский продакшн, моя украинская команда. Мы все это придумываем, собираем и всегда реализация происходит плюс-минус одинаково. Единственное, могу сказать, что наше творчество понятно везде.
Вы уже несколько лет продюсер ALEKSEEV
Да, 5 лет.
Я помню, вы рассказывали в одном из интервью, что изначально все должно было быть под руководством продюсерского центра от 1+1, но через три месяца они поняли, что прибыли нет и передумали.
Причем контракт был двухгодичный, а прибыль должна была быть только через год.
И на трех месяцах они утратили веру и побоялись вкладывать дальше свои деньги. Может им не понравилась наша первая работа и они поняли, что никакого резонанса нет. Ну да, она была не самая яркая. Это были пробы на тот момент моего коллеги со-продюсера Руслана Квинты. Он тогда это так видел. Потом была вторая мысль, уже моя. Я увидел другую песню, другой образ и он сработал, но они уже не дождались второй песни, второго клипа. Мы после первой работы расторгли контракт при их инициативе. Никто не мог подумать, что моя идея сделать кавер на песню Билык вдруг займет все чарты и это будет хит номер один. Это же чудо, что оно так сработало. Спеть хит – большая редкость. То, что сейчас артисты называют своими хитами немного не соответствует действительности. В год весь украинский шоубизнес выдает, мне кажется, 2-3 хита. Это всегда делают разные артисты и то, многие из них просто дублируют свою самую удачную песню. Так всегда, хочешь найти свое лицо как артист – спой удачный хит, а потом тиражируй его сколько сможешь и сколько это будет актуально.
В каком состоянии на ваш взгляд находится украинский шоубизнес?
Вы понимаете, что шоубизнес всегда связан с экономикой? Есть ли у людей деньги, есть ли возможность купить билет, есть ли у артиста возможность выступить и сделать хороший концерт, дорогое шоу. Потом артист зарабатывает, он вкладывает свои деньги в репертуар, в клипы – это такой круговорот. Если у людей нет денег, то это скорее фейковых шоубизнес. И я считаю, что, конечно, это фейк на сегодняшний день. Да, концерты происходят, но это же не та цена билетам. Артисты их зачастую имидживо проводят, чтоб считалось. Но, это не их гонорары, а просто видимость шоубизнеса. Точно так же и цифровой рынок абсолютно не развит: у нас люди не имеют то ли денег, то ли привычки купить в Itunes музыку, или загрузить в AppleMusic. Те деньги, что мы получаем за месяц с этих сервисов в Украине – очень маленькие, в то время ты в России можешь получить за квартал 50 000 доларов. Это реальные цифры, которые мы получаем.
А потом говорят, какие все плохие, что сотрудничают с Россией.
Слушайте, у тебя всегда есть два выбора: или ты проект закрываешь и остаешься в Украине, или проект существует, но ты для себя открываешь горизонты. Просто ты должен выбрать и все. Я понимаю, есть же суперзвезды, которые и в Украине имеют рынок и зарабатывают: в рекламах снимаются и стадионы собирают, но их мало и у них опыт 10-15 лет, а что делать, когда ты там 5 лет на сцене или даже меньше, пытаешься еще найти себя?
Вы при работе с ALEKSEEV начали снимать клипы. Может так и до кино у вас дело дойдет?
Боюсь не дойдет. Я понял одну истину: у каждого режиссера все-таки есть своя природа его творческой фантазии. Я знаю точно, что режиссер кино мыслит кадрами. У него мысль такая: «глаз, лицо, ветка, шаг, открылась дверь». Режиссер, который учился и заточен на сцене, он так не думает. Он видит всегда общий план и он не мыслит монтажом. Его работы более скудны с точки зрения кинематографа, ибо нет этого монтажного лоска. Конечно, можно перестроиться и начать все с начала, если есть такая цель стать кинорежиссером, но это если есть цель. Я не чувствую, что мне этого хочется.
Думаете ли вы своих детей отдавать в режиссуру?
Ну нет, мне кажется это уже несовременно решать будущее за своих детей. Скажу точно, что у них есть все условия, чтобы понять себя, почувствовать себя и пойти по тому направлению, которое нравится. Но даже если они не будут карьеристами и бизнесменами, выбрав себе среднюю скорость в жизни, то я их поддержу. Чем больше времени проходит, тем больше я понимаю, что человеку сколько надо, столько у него и есть. Это всегда справедливо в жизни происходит. Вот для тех, кто хочет от жизни больше, я провожу аналогию со спортом: хочешь больше - значит надо тренироваться очень много, круглые сутки! В моей профессии же это не легче, чем у людей, которые готовятся к олимпийским играм. Ты должен все поглощать: книги, музыку, кино, ходить в музеи и всем интересоваться. Кто этот путь проходит, тот имеет успех. А есть люди, которые вообще семейного типа. Я не вижу ничего в этом плохого. Люди любят отдыхать и дарить друг другу радость. Они могут быть созданными для любви, для того, чтобы просто получать от жизни удовольствие без большой карьеры. И им, может быть, круче, чем мне в тысячу раз. Не хватало мне их еще осуждать за это. Может даже наоборот: я и жизни не познал потому, что был зарыт в своих делах.
Какие ваши мысли по поводу всего того шума, который происходил в этом году с Евровидением и Марув?
Мне весело от этого. Вы видите, сколько всего в Украине происходит веселого и креативного? Начиная от Верховного совета, заканчивая цирком с этим Евровидением. Если проводить аналогию, то мне кажется, что Украина - такой взбалмошный ребенок, который так резвится и такой весь из себя нестандартный, и такое поведение у него интересное. Если был бы такой ребенок, я бы только за ним и наблюдал. Ой, а что нас еще ждет с выборами президента? Господи, где такое было вообще? Это феноменальная страна. Это безумно интересно. Какой-то феномен нашей ментальности, нашего генетического кода. Люди безбашенные у нас: начиная от ребенка и заканчивая теми, кто нами руководит. Поэтому, когда мне предлагали куда-то уехать, то я говорил, что никогда в жизни. Мне тут так интересно и круто. Да и тем более, мне намного важнее, что скажут о моей работе люди, с которыми я дружу, общаюсь, мои коллеги, чем какие-то мировые звезды. Мне вообще неважны Мадонны и все остальные
Вот вы и ответили на мой следующий вопрос, не собираетесь ли вы переезжать!
У меня было много предложений. Я вот был в Америке, там постиг успех сумасшедший, всевозможные преференции мы получили, а я хожу по ЛА и понимаю, что мне скучно. Я иду по земле и ощущаю, что этот метр на метр вообще не связан со мной, с моими родными. Это же так важно. Никогда не думал о переезде. Для меня Украина – это моя бабушка, которая знает все песни, традиции, которая шутит и всегда сидит во главе стола, наготовив кучу еды своими руками. Я всегда на нее смотрел и понимал: вот это прям и есть Украина. Не знаю, как я могу ее вообще оставить или полюбить кого-то другого?
Что думаете касательно выборов президента?
У меня один известный артист спросил где-то полгода назад: «Олег, а что будет, кто будет вообще президентом?». А я ему говорю: «Будет Зе!».Ну, тогда еще Зе не было, Зеленский в смысле. Он тогда еще не подавался, даже не знали об этом. А артист говорит мне: «Ты что, шутишь?». Я не шутил, я просто знаю наших людей. Я когда-то работал в России еще до 2014 года и у нас произошла эта история со студентами на Майдане. Я сижу и россиянам говорю, что нашего президента после этого вынесут вперед ногами. Они мне: «Ха-ха-ха, что ты такое говоришь?». Я отвечаю: «Вы не знаете наших людей, они этого не позволят. Они не выйдут из-за маленьких зарплат или повышения цен на газ, но когда ты задеваешь их достоинство и самолюбие, то они вынесут просто. Людей бить нельзя!». В итоге так и случилось. И точно так же я предсказал этому большому артисту, что я думаю насчет будущего президента. Не потому что Зеленский супер какой-то профи, а потому, что у наших людей сыграет принцип. Вот они ждали какое-то подходящие лицо, которое сможет объединить огромное количество людей и мы сможем всем остальным показать украинскую дулю. Поэтому, когда говорят, что: «Чем вы украинцы отличаетесь от россиян, это один народ», то я отвечаю: "нет, мы не один народ. У нас нету поклонения царю батюшке. Мы всегда за свое дело, за свой принцип пойдем. У нас гордыня есть. Мы за себя и за своих родных больше, чем за царя"
И последний вопрос, каким вы видите будущее нашей страны?
Я не хочу ассоциировать Украину с бедностью, не хочу ассоциировать ее с детьми, которые не имеют хорошего детства, у которых плохие садики, плохие учителя, доктора. Материальный вопрос настолько остро стоит у нас в стране, что он тормозит все процессы. Не может культура развиваться в бедной стране, а если не развивается культура, то не развивается и общество. Людям надо поднимать их дух, возвышать духовность. И тогда они будут лучше. Из-за этого материального вопроса мне очень грустно наблюдать, какие проблемы наших людей интересуют, о чем они спорят, о чем ругаются. Я сижу и думаю, когда вы поговорите, о чем-то более высоком, когда вас начнет что-то другое интересовать. Это ужас то, чем живут наши люди и что слушают их дети. Надеюсь в скором будущем все изменится, хочется в это верить.
Спасибо большое за интервью!