Анна Адамович из тех актеров, у которых фильмография насчитывает больше работ, чем ей самой лет. Она еще в том юном возрасте, когда с равной убедительностью можно быть на экране и подростком, и прожженной жизнью молодой женщиной. Сниматься она начала еще в детстве, сначала в рекламе, а потом и в кино. Больше двух десятков фильмов, но только сейчас, в 2019-м в кинотеатрах Украины впервые выходит полнометражная картина, где Аня сыграла главную роль в прокатном украинском кино. И хоть “Сквот32” действительно будет первым фильмом украинского производства с Адамович в главной роли, но назвать это дебютом никак не поворачивается язык.
Ань, ты помнишь вообще свои первые съемки?
Я помню, в пятом классе вечно дралась с одноклассниками, была страшно непоседливым ребёнком, и однажды к нам в школу приехала кастинг-директор, Алла Самойленко. Искала детей для рекламы. Тут-то она меня и заприметила. Говорит: “Сидит такое смешное с бантами и хихикает. Ну всё, наш человек, забираем”. И завертелось после этой встречи. Она всё чаще звала меня на кастинги. И вот сейчас прошло уже 15 лет, но работаю я постоянно. Где-то по проекту, по два в год у меня есть. При этом я отказалась от всех чисто российских проектов.
Кастинги в детстве - это утомительно?
В основном, для мамы. (смеется) В холод, в темень, рано утром и поздно вечером, она терпеливо меня возила. Помню один кастинг, который прямо в памяти отпечатался. Я пришла с мамой, а там Алина Гросу. Ну я и расслабилась - всё равно же её возьмут - чего там. Бегала, бесилась, мешала всем. А в итоге утвердили меня. Меня это тогда так поразило!
Камеры, я так понимаю, ты не боялась сразу?
Бояться не боялась, но как себя вести на площадке, не очень понимала. Моё первое появление в кадре было эпик-фейлом. Мне нужно было просто пройти через кадр. Слышу команду “Камера” - начинаю идти, меня ловят, останавливают, потом кричат “Мотор” - я снова двинулась вперед - и в этот раз меня поймать не успели. И вот когда звучит команда “Начали”, я уже возвращалась “с прогулки” вместо того, чтобы только войти в кадр.
Давай “сделаем монтаж” і сразу перенесёмся на 15 лет. Ты снимаешься в “Сквот32”, который мы дождались и будем смотреть в кинотеатрах.
Это была самая тяжелая и уничтожающая из моих работ на данный момент. Если в моем предыдущем фильме, “Купи меня”, тоже было сложно, но преимущественно из-за того, что там у меня был депрессивный персонаж, но работа с режиссёром Вадимом Перельманом меня вдохновляла. Он - глыба. И если что-то злило, он всегда умел обнять, успокоить, объяснить. Как папа такой. И на площадке все актеры были старше меня и с большим опытом, с хорошей школой. А в “Сквоте” ситуация была совсем обратная. У меня у единственной на площадке был большой опыт съемок.
Ты была единственная актриса?
Еще из профессиональных актёров были Ваня Блиндар и Сережа Лузановский, спасибо им обоим огромное, что они были! Остальные ребята - очень артистичные, харизматичные, творческие - но о кинопроизводстве они раньше ничего не знали. Они существуют в совершенно другом творческом ритме. Это было столкновение двух планет. На площадке, где своя размеренность, вдруг появляется яркая тусовка, совершенно другая, самобытная творческая. Они все живут в кайф, проявляют свою свободу через тело. Наш лозунг фильма “Ми себе не знаходимо, ми себе винаходимо”. Вот это четко про них, про сквот. И вот все эти люди сталкиваются с нами - с людьми, которые сплошь живут по законам прокрастинации и трагедии. И вот этим “плавающим в своей вселенной” наступает “шарах!” от пришельцев. Это были настоящие Монтекки и Капулетти. Я не понимала сначала, как же нам находить общий язык. Мы не ссорились, но друг друга не понимали. Я, например, прошу тишины, чтобы настроиться, а партнер мне в ответ: “Я не могу, я разыгрываюсь”. И вот эти разные ритмы, они изнуряли. Я в панике была.
Тебе нужна тишина?
Понимаешь, тут еще такой нюанс - я очень вспыльчивая по натуре, а героиня моя такая... мы ее сразу окрестили “Алиса в стране чудес”. Девушка приходит в какую-то среду, что-то для себя понимает и идет дальше. Это она и есть, современная интерпретация истории Алисы. Мы сразу решили, что героиня - меланхолик. Она - фотограф, наблюдатель. А я-то другая. Мне было очень сложно.
А “Капулетти” ваши настоящие? Они играют сами себя?
Они все имеют отношения к субкультуре, о которой мы рассказываем. Но живут они по домам, не в сквоте (смеется). При этом каждый из них в своей культуре довольно известен.
Кто это?
Сандра была лицом группы “Сальто назад” как танцовщица, как художник. Она рисует, и, кстати, часть локации была разрисована именно ею. У неё настоящий дар. FAME - музыкант. Он у нас представлял хип-хоп и рэп-культуру. Саша DRUD Богачук - это брейк-данс (и он же у нас главный герой), Влад (Vladee Flava), Партика. Они танцуют.
Это кино о субкультуре для представителей субкультуры? Или я пойду на фильм и всё пойму, даже не будучи частью тусовки?
Моя героиня, Лиза - это зритель. Она вместе с теми, кто в зале, проходит все этапы знакомства с этой культурой. Она - проводник. Так что думаю, что будет понятно всем.
Это больше зарисовка? Или история с сюжетом?
Я бы сказала, что это очень насыщенная эмоциями зарисовка. Если кто-то хочет вспомнить все свои юношеские взлеты и падения, вспомнить, как сбываются мечты, вспомнить о рейвах и концертах под открытым небом до утра, о бешенных страстях и любви - надо идти на фильм. У нас это всё сполна.
А как Монтекки и Капулетти? Если я правильно понимаю, общий язык всё же нашли? Вы стали командой?
Конечно! Столько пережить. (смеётся) Мы с Сандрой теперь ходим на тусовки постоянно вместе. Созваниваемся, она меня таскает на концерты. Я стала разбираться в их культуре!
Аня, твоё развитие в профессии проходило сначала опытным путём, потом, когда пришло время, ты пошла учиться. Тебе на вступительных помогало то, что за плечами уже фильмография?
А у меня и не было шанса об этом упомянуть. Кроме того, во время поступления я для себя очень чётко поняла, насколько разные профессии киноактёра и театрального актёра. И уже тогда определилась: театральная энергетика и обмен этими потоками со зрителем - не мой путь. Я считаю - честно будет сразу это осознать и не занимать чьё-то место. Мне с камерой значительно комфортнее.
Во время учёбы случались “инсайты”?
Конечно. Всё, что было “до”, работало в природной органике. Это была детская природа и, конечно, не без обезьянничанья. А вот уже во время учёбы нас научили видеть. Прежде всего видеть то, что для камеры не настолько даже важно, как ты произносишь текст, тут самое главное - микродвижения глаз, едва заметные повороты головы. Именно на этом строится характер. На деталях. И здорово, когда на площадке режиссёр даёт возможность посмотреть плейбэк. Я никогда не страдаю вот этим “красивая я там в кадре или страшная”, для меня важен посекундный разбор мимики. Бывает прошу отматывать по 2-3 секунды, чтобы уловить, достаточно ли тонко.
В этом смысле было здорово на площадке у Вадима Перельмана. Он всегда доверял мне смотреть плейбэк. Для меня это важно - видеть и иметь возможность исправить.
Перельман давал тебе исправлять так, как тебе казалось правильным?
О, он вообще перевернул моё представление о работе режиссёра с актёрами. Есть такое определение, что актер - это психофизический аппарат, который перемещается в пространстве, созданном режиссером. Вадим Перельман изменил мое понимание этого правила. На площадке он говорил: “Ты понимаешь, что я не могу заменить мозг актера своим. А потому моя задача, как режиссера, найти таких актеров, которые мыслят приблизительно в том же русле, что и я. Чтобы им было комфортно в тех обстоятельствах, которые я им предложу”. И при этом речь совсем не о носителях образа. Это просто должен быть хороший актер, который правильно (в случае с каждым конкретным режиссером) ощущает пространство. Одно энергетическое поле. Это единственный режиссер, который говорил “Покажите, как вы это будете делать” Это так круто. Ты действительно начинаешь думать, ага, а как бы Лиза (моя героиня) встала, прошлась, где бы ей было комфортно.
Работа с мастерами часто бывает лучшей учёбой, чем сама учёба.
Однозначно! Мне на третьем курсе пришлось поработать с Владимиром Толоконниковым. И вот тогда было страшно - входить в кадр с таким мэтром. Хотя он мне очень помогал на площадке. И всегда говорил, что у актера все роли - это проявления самого же актера в разных обстоятельствах жизни. То есть у каждого человека есть абсолютно весь спектр черт характера. Просто часть их - в пассивном состоянии, часть - в активном. А актеры - это такие тренированные люди, которые умеют доставать любую черту из пассива и использовать ее в работе.
Как же при этом не получить раздвоение-растроение-размножение личности?
Есть один важный момент - всегда держать себя в ровном нейтральном состоянии перед тем, как показаться перед камерой. Иначе все эмоции из реальной жизни полезут в кадр.
Давай ещё немного погрузимся в воспоминания. Расскажи мне напоследок ещё об одном фильме, в котором ты снималась, но который так и не вышел на экраны. “Максим Оса”, исторический, костюмированный, масштабный. Он и должен был бы в своё время стать твоим украинским кинотеатральным дебютом? Сейчас снова заговорили о том, что его доснимут.
О, это загадочный фильм (смеётся). Он так давно снимался и так долго был заморожен, что я уже и забыла, что мы работали. И когда ко мне стали подходить люди и говорить, что скоро досъемки, я даже не узнала их: “Какие досъемки? О чём это?”. Но все равно это очень знаковое кино для меня. Хоть оно и не вышло на экраны. Это был мой первый исторический проект - вот эти наряды сложносочинённые! У меня там был первый поцелуй в кадре. Я там впервые умирала. Мне перерезали горло. Трюки!
Расскажи.
Ну теперь уже есть более современные технологии съемки таких кадров, а тогда это был нож, к тыльной стороне которого прикреплялась трубка с красной жидкостью, и помощник каскадера сидел где-то за спиной у актрисы с ножом, и они, не видя друг друга, должны были синхронизироваться: она режет, он пускает по трубке кровь, а я в конвульсиях. А еще лошади.
Галопировала?
Да если бы. Там всё ещё сложнее было. Я висела на лошади, и это оказалось очень тяжело. Это когда тебя типа перекидывают через лошадь и везут. Ты не расслабляешься ни на секунду. Потому что малейшая потеря контроля - и ты сползёшь под лошадь. Тогда я поняла, что пленников так точно не возили. Их надо было только привязывать. Шанса удержаться на лошади в таком положении просто нет. А тут же еще едешь и думаешь, как бы выгнуться покрасивее, чтобы и фигурка такая ничего была на экране, попу надо оттопырить поэлегантнее (смеётся). Еду, стараюсь.
Ты говоришь, что съемки “Сквота32” тебя изнурили. Как ты восстанавливаешься?
Для начала я уже поняла, что нужно учиться говорить “нет”. У меня страшная привычка: я очень удобная. Однажды мне сказали, что актриса должна быть универсальная. И я эти слова поняла в корне неверно. “Аня, мы поедем туда? - Да!”, “Аня, мы сделаем это? - Да!” Даже если я не в состоянии. Даже если мне это претит. Мне всегда казалось, что это мой долг - всегда говорить “да” в работе.
К таким моментам “да” и “нет” относятся постельные сцены?
В том числе. Мой первый фильм, где я просто в кадре стояла голая - “Любимая учительница”. Катя, я не могла поднять глаза на актёра - так мне было страшно. Вроде преодолела. И тут “Сквот32”. Тут у нас была самая настоящая сексуальная сцена. Имитация секса. Я только в нижней части белья. И со мной НЕ актер. Который совсем по-своему рефлексирует. И у меня такой мандраж был, я тебе передать не могу.
Кроме “страшно”, “стыдно”?
Да нет, не стыдно, это просто очень неестественно. Очень ломающе. Я знаю, в этом нет ничего ужасного, это красиво в кадре, и я красивая, мне нечего переживать, никто меня не заставляет. Но поскольку это моя первая в жизни постельная сцена, это был невероятный стресс. Крайне тяжело всё это вывозить. В какой-то момент приходит мысль “зачем я это делаю”. О возбуждении вообще речь не идет. Представь, что ты берешь лопату копать землю, а земля не копается. Матрица не работает. Это так на меня подействовало, что сейчас я 50 раз подумаю, прежде чем согласиться на подобную сцену в кино.
Актёрам нужна постоянная психотерапия, как думаешь?
Я верила, что не нужна, но оказалась не права. Если постоянно углубляться и устраивать челленджи, то самостоятельно можно и не вырулить. И думаю, что вот этот год я сама бы не вывезла. У меня есть такой человек, с которым я все время говорю. Благодаря ей я поехала впервые в отпуск. На Шри-Ланку. Это было абсолютное переключение. Мантры, другой ритм. Я приехала другим человеком. После стольких-то лет работы без разрешения себе отключиться. И чтоб ты понимала, после этого отпуска ко мне стали приходить иностранные проекты. Например, сейчас я снимаюсь в Бельгии. Вместе с Ромой Ясиновским, Ромой Мацютой и Ксенией Мишиной - делегацией такой украинской снимаемся. Еще один международный проект - “Славяне”. Летом будем снимать. У меня очень интересный год сейчас.