Любительские заметки о новом альбоме Саши Ринга.
Где: Киностудия на улице Вацлава Гавела
Когда: 12 апреля
Бывает что-то интересно открывать для себя впервые. Хотите верьте, хотите нет, но Сашу Ринга в контексте Apparat я услышал вот только-только. Мне он привычнее в составе суперпроекта Moderat. И там, и тут Ринг делает электронную музыку, но вот в Moderat она мне ближе и понятнее что ли.
Помню первый приезд Ринга в Киев с сольным концертом. Точнее, с двумя. Я наблюдал за ним со стороны. Когда музыкант с группой давал два шоу за раз: одно - дневное, другое вечернее. Зрители, которые купили билеты на вечер, жаловались: мол, нам достанется артист не первой свежести. Но, в итоге, все прошло идеально.
Тогда Ринг приезжал исполнять композиции собственного сочинения к фильмам. В частности, к "Капри-Революции" Марио Мартоне. В этот раз филармония в центре Киева меняется на пост-индустриальную киностудию на улице Вацлава Гавела. А элегантные мелодии - на угловатую, экспериментальную музыку из нового альбома, который назвали незателиво - LP5.
В заголовок статьи вынесена фраза "На слух неподкованного". Именно так я слушал LP5. Нет, я, конечно, почитал интервью украинских изданий с Сашей перед выходом релиза. И рассказал он очень много интересного про свои разъезды с Moderat, странное бремя популярности, которое ему чуждо. И про собаку рассказывал.
Но больше всего мне понравился другой момент. Когда Саша рассказывал, как родился альбом. Что изначально это были терабайты "джемов" с музыкантами. Они звучали, как полный хаос, который невозможно упорядочить. Потом Ринг решил сделать из этого библиотеку сэмплов, все красиво нарезал и обработал с помощью Филиппа Тимма. Тимм выручал Ринга в те моменты, когда у него замыливались не только глаза, но и уши.
LP5 для неподготовленных перепонок, вроде моих, тоже звучит как хаос. Apparat - это музыка для красоты и понимания в одиночку, в отличие от массовых рейвов, которые организовываются под Moderat. Единственное, что здесь звучит понятно и логично - голос Ринга. Очень мягкий, если не сказать, обольстительный тенор.
Следом было еще три-четыре раза, в ходе которых я пытался уяснить всю суть LP5. К концу четвертого раза пришло понимание, что здесь не существует концепции, как таковой. Это идеальный пример того, как надо исследовать звук и подчинять себе то, что на самом деле подчинить невозможно.
Может прозвучать стереотипно, но LP5 звучит, как путешествие сквозь пространство и время. Причем, ты присоединяешься к нему не с самого начала, но и до самого конца не доходишь. Проходишь неполный маршрут, так сказать. Но за сорок пять минут видишь, насколько может быть велика и сильна жажда исследования звука. Порой кажется, что чем дальше ты заходишь, тем больше кажется, что ты изучаешь не собственное звучание, а самого себя.
По сути своей, LP5 получился в духе минимализма. Где-то и дело на мгновение всплывают то труба, то гитара, а все это заключено в красивую, чуть ли не щемящую мелодию, которая сыграна на неживом компьютере.
Но если попробовать представить момент зарождения альбома и его финал на мастеринге, то получается что на самом деле работа масштабная. Чего только стоят миллиарды битов информации, из которых слепили полноценные треки.
Мне почему-то сразу в голову приходит австралийская группа The Avalanches, которая делает треки исключительно из сэмплов песен других групп. Получается не только песня, но и своего рода исследование культуры сквозь несколько поколений.
Чем-то подобным занялся и Саша Ринг. Но создавал он композиции из своего материала исключительно. Только этот факт звучит захватывающе. Когда ты можешь потратить несколько месяцев, а то и лет, на то, чтобы перерыть все свои жесткие диски в поисках нужного кусочка звука. Работа мечты, не иначе.
Билеты тут