Хорошая новость: в Малом драматическом театре состоялась премьера спектакля молодого украинского режиссера по пьесе молодого украинского драматурга. Плохая новость: только начало постановки Богдана Полищука вызывает интерес и симпатию, середина уже заставляет скептически хмыкать, а конец оказывается до неприличия желанным. Таков «Android. Номер на твоей спине», спектакль о том, что человеком быть хорошо, а человекообразным роботом плохо.
Когда: 14 апреля, 19:00
Где: Малый драматический театр (ул. Гончара, 33)
Персонаж по имени Наблюдатель (Дмитрий Гончарук) в действии участия не принимает, но его тоже сделали похожим на робота
Комната с белыми стенами и белой утварью. В глубине матрац, слева барный столик с табуретом, справа грузовой мини-лифт, как в «Пятом элементе», посередине подвесной аквариум. Человек в белых одеждах просыпается, аккуратно складывает покрывало, механическими шажками передвигается по комнате. Чистит зубы электрощеткой, забирает из лифта баночку с провизией для себя и кормом для невидимых рыбок. Садится на табурет перед аквариумом и долго в него втыкает, в смысле смотрит глазами. Потом относит табурет на место, разворачивает покрывало, ложится в постель. Свет гаснет.
Поначалу Андроид (Лариса Шелоумова) выполняет для Адама (Максим Кущов) функции прислуги
Потом свет опять зажигается, и все повторяется заново ровно в том же порядке. Три раза на маленькой сцене Малого театра происходит абсолютно одно и то же. Вместе с прологом, за который отвечает виолончелист в маске с несуразными окулярами (он устроится на подоконнике и будет обеспечивать живое музыкальное сопровождение спектакля), лишенное слов минималистическое действие, больше похожее на демонстративное бездействие, длится чуть ли не полчаса. Вы не поверите, но это лучшая часть «Android`а»: тут и интрига, и легкий юмор, и никаких тебе несуразностей. А вот дальше начинаются проблемы.
Кажется, между мужским человеком и женским роботом сейчас что-то будет! А может, это только кажется?
Главная из них состоит в том, что «Android», давайте без обиняков и расшаркиваний, просто очень слабая пьеса. Мир, изображенный Галиной Листвак, предельно схематичен, герой ее «киберновеллы» взялся ниоткуда, существует нигде и стремится никуда. Адам (Максим Кущов) живет в квартире-ячейке, ничего не делает, ни с кем не контактирует, с окружающим миром его связывает только мини-лифт, доставляющий ему питание и рекламные буклеты. О самом окружающем мире нам тоже ничего неизвестно. Он весь состоит из таких адамов или наш герой исключение? Если первое, то эта тема никак не раскрыта. Если второе, то откуда он такой взялся и главное, почему?
Осторожно, спойлер. Если вы хотите пойте на спектакль, ни в коем случае не смотрите на это фото
Мораль пьесы очевидна и незатейлива. Нельзя прятаться в скорлупу, отгораживаться от социума, избегать контактов с внешней реальностью, нужно иметь смелость сделать первый шаг – все это просто и ясно, как дважды два. При этом сюжет практически обходится без конфликта. Появление в ячейке женского робота-андроида модели LX (Лариса Шелоумова), универсальной прислуги, консультанта и собеседника, привносит в действие некоторое разнообразие, но не добавляет ему коллизий. Финальные метаморфозы и вовсе обескураживают: робот оказывается человеком, а человек роботом вопреки какой бы то ни было логике.
Окей, давайте конкретизируем. Если Адам изначально андроид, то с него вообще никакого спросу; вряд ли драматург ставила целью изобразить душевные переживания электронных устройств. Если финальное преображение Адама в киборга всего лишь метафора, то почему оно происходит после долгожданного выхода в мир? Что он там такого увидел, если ни с кем не коммуницировал, а видеопроекция демонстрирует обычные городские улицы? Еще хуже с загадочным превращением андроида в homo sapiens. Обоснований у него ровным счетом ноль.
Можно порассуждать о том, что сделать из хорошей пьесы плохой спектакль проще простого, а вот из плохих пьес хорошие спектакли почему-то получаются гораздо реже. Однако повесить всех собак на Галину Листвак будет несправедливо. Дело в том, что идея написания «Android`а» принадлежит режиссеру постановки, Богдану Полищуку. Так что и мою хулу, и чью-нибудь похвалу, ежели таковая вдруг случится, им надлежит делить поровну.