Джим Джармуш, разобравшись с вампирами и поэтами, взялся за зомби. Умер Георгий Данелия, самый трогательный из почти великих. Наконец-то «Вулкану» спели осанну. Собор Парижской Богоматери горел, горел, но не сгорел. Жар-птица подумала и тоже заплакала. Сергея Лозницу забросали Дзыгами. Демократия установила диктатуру.
Первая новость неприметная, но разве можно ждать объективности от колумниста? Итак, в начале апреля в сети появился трейлер нового фильма Джима Джармуша. После картин о вампирах («Выживут только любовники») и провинциальном поэте («Паттерсон») лучший из американских независимых снял ленту про зомби. «Мертвые не умирают» собрал сумасшедший актерский состав: там сыграли Билл Мюррей, Адам Драйвер, Хлое Севиньи, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Дэниэл Крэйг, Остин Батлер, Селена Гомес, Игги Поп, Том Уэйтс. Премьера ленты состоится 14 мая на Каннском кинофестивале.
4 апреля в преклонном возрасте 88 лет ушел из жизни Георгий Данелия, классик советского кино, режиссер двух десятков фильмов, в том числе «Не горюй», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза», «Паспорт». В отличие от Параджанова и Тарковского, своих ровесников и соотечественников, Данелия не входил в первые ряды мирового кинематографа, но по степени народной любви его картины почти не имели себе равных. А уж по части мягкого, доброго, снайперски точного юмора, скрашивающего непреходящую горечь бытия, конкурентов у него не было вовсе.
Еще о кино. В тот же день, 4 апреля, в прокат вышел «Вулкан» Романа Бондарчука, фильм, впервые показанный на Одесском кинофестивале еще в июле прошлого года. Герой ленты, переводчик миссии ОБСЕ, оказывается без машины, денег и документов в районе Каховского водохранилища и на собственной шкуре ощущает магическую силу украинской глубинки, легендарного Дикого поля (не путать с одноименным фильмом). Критики дружно принялись воздавать хвалу полнометражному дебюту режиссера и правильно сделали. «Вулкан», отхвативший три гран-при международных фестивалей в Ереване, Сплите и Рабате, – действительно один из лучших украинских фильмов последних лет.
15 апреля в Париже вспыхнул Нотр-Дам-де-Пари. В результате пятичасового пожара обрушился шпиль собора и фрагменты крыши, было частично повреждено внутреннее убранство. Диванные эксперты возмущались, почему на тушение не бросают авиацию, но потом оказалось, что пожарные сработали идеально. Диванные плакальщики стали причитать, что все пропало, но выяснилось, что собор устоял и большинство его сокровищ не пострадало. Диванные кликуши успели объявить, что наступил закат Европы и конец света, но и эти слухи оказались несколько преувеличенными. За первые полдня французы пожертвовали на ремонт Нотр-Дама 600 млн евро. Полную стоимость восстановления оценивают в миллиард.
18 апреля в Киеве вручили награды музыкальной премии «Золотая Жар-птица». Певцом года назвали Сергея Бабкина, певицей – Злату Огневич. Лучшей поп-группой года стала KAZKA, а главным хитом – конечно же, ее душераздирающая композиция «Плакала», всенародно известная и безжалостно обстебанная. В ноябре, говоря о бешеной, в том числе международной, популярности песни, я писал, что украинский плач – самый жалобный в мире. Теперь могу с чистой совестью это повторить.
И снова о кино, самом главном из искусств. 19 апреля в столице состоялась церемония вручения третьей по счету Национальной кинопремии «Золота Дзиґа». Триумфатором стал Сергея Лозница – он получил призы за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший сценарий. И снова все правильно: «Донбасс» был на две головы выше большинства конкурентов, а награждать сильную, но очень уж копродукционную «Горную женщину» исландца Бенедикта Эрлингссона, в которой украинского участия с гулькин нос, было как-то западло. То есть, извините, не комильфо.
25 апреля Верховная Рада таки приняла многострадальный закон № 5670-Д, призванный обеспечить в стране диктат благодатного украинского языка и наконец-то вытеснить проклятый русский из публичного пространства. Штрафовать за нарушения закона, которые наверняка будут исчисляться тысячами, а то и десятками тысяч, начнут только через три года, так что жители Харькова, Днепра, Запорожья, Николаева, Одессы и других несчастных русифицированных городов страны охуеют еще не скоро. Надеюсь, что и вы, дорогие читатели, будете не охуевать, а наслаждаться жизнью. По крайней мере, сейчас, во всей ее нынешней весенней свежести и разнообразии.