В Театре на Подоле поставили интернациональный спектакль «Снег в апреле». Повесть американского писателя Теннеси Уильямса, действие которой происходит в Италии, инсценировала российская актриса и режиссер родом из Львова Полина Медведева. Художником-постановщиком стал немец Андреас фон Шлиппе, главную роль сыграла его соотечественница Мария Магдалена Рабл, а идет спектакль на двух языках, украинском и английском с небольшой примесью экспрессивного итальянского.
Когда: 8 мая, 19:00
Где: Театр на Подоле (Андреевский спуск, 20б)
После провала на сцене, смерти мужа и наступления климакса Карен Стоун (Мария Магдалена Рабл) несколько опечалена
Заглавная героиня повести Теннеси Уильямса «Римская весна миссис Стоун» знаменитая американская актриса приезжает в Вечный Город. За предыдущие несколько месяцев она провалилась в последней театральной роли, у нее умер муж и начался климакс. 50-летняя Карен Стоун чувствует, что ее жизнь теряет смысл, становится кружением в пустоте (именно таким, «Кружение в пустоте», было первоначальное название спектакля, потом его зачем-то переименовали). Что еще делать в такой ситуации, как не замутить роман с двадцатилетним римским красавчиком, особенно если он – вроде бы – из благородного графского рода?
Миссис Стоун ни разу не наивна. Она прекрасно понимает, что молодого Паоло в ней привлекает вовсе не внешность, не талант, не обаяние, а перспектива разжиться деньгами. Что ее отношения с ловким жиголо по большому счету взаимовыгодная, довольно циничная сделка. Что некая графиня, познакомившая ее с юношей, имеет от этого свою выгоду. Все ясно, как божий день, но что делать вышедшей в тираж стареющей актрисе, привыкшей к славе и мужскому вниманию, если она упрямо не желает со всем этим расставаться?
Графиня (Ирина Мельник) и Паоло (Константин Темляк) придумывают, как им облапошить богатенькую американку
Театр на Подоле всячески подчеркивает, что художником-постановщиком «Снега в апреле» выступил заезжий мэтр Андреас фон Шлиппе, и очень правильно делает. Сценография действительно один из главных козырей спектакля: тут и удачная игра со светом и тенью, и остроумные преобразования пространства при помощи ширмы на вращающемся круге, и точно просчитанные элементы сценического движения. Особое спасибо за бадминтон и велосипед: как просто, оказывается, создать образ безмятежной радости! Впрочем, не уверен, что это идея художника – возможно, что и режиссера.
Если юноша хорош собой, почему бы юноше этим не воспользоваться?
А вот тонко прочерченный, буквально завораживающий в первом действии ритм постановки – уже точно заслуга режиссера. Полина Медведева нашла правильный баланс между диалогами и паузами, все интервалы в ее спектакле наполнены содержанием, они создают атмосферу, которая для «Снега в апреле» не менее важна, нежели озвученные смыслы. Оговорка насчет первого действия не случайна: второе выглядит менее гармоничным, а концовка и вовсе разочаровывает – пожалуй, это единственный минус спектакля. Медведева сделала ее более драматичной, чем у Уильямса, и в результате оставила действие без эффектной финальной точки – оно обрывается будто на полуслове.
Миссис Стоун начинает понимать, что в борьбе за Паоло против этой молодой пышнотелой фифы (Юлия Шевченко) у нее шансов нет
То, что одной из исполнительниц главной роли стала немка Мария Магдалена Рабл, привнесло в постановку дополнительные коннотации. Чужеродность, потерянность, отдельность миссис Стоун от римской среды подчеркивает английский язык актрисы; когда же Рабл произносит реплики на украинском, кажется, будто это американка переходит на итальянский. Жаль, что не обошлось без технической проблемы: тускловатые субтитры были видны не очень хорошо и не везде. Кстати, в другом составе роль миссис Стоун исполняет украинка Ирина Грищенко, и не исключено, что с ней спектакль во многом смотрится иначе.
Повесть Уильямса и постановка Медведевой не только о связи состоятельной пожилой актрисы и живущего за чужой счет молодого пройдохи, но также об отношениях между Старым и Новым светом да еще и с поправкой на победу и поражение во Второй мировой войне. У итальянских не то подлинных, не то фальшивых аристократов собственная гордость, за ними тысячелетняя история и культура. У американцев всего этого нет, зато есть деньги. Миссис Стоун не может купить любовь, однако приобрести некое подобие любви ей вполне по силам. Так для нее все же лучше, чем никак.