На Малой сцене Театра им. Франко поставили спектакль о стариках, со стариками, но вовсе не только для стариков. Наоборот, постановку Петра Ильченко по пьесе канадского драматурга Аарона Бушковски стоит посмотреть прежде всего молодым. Герои спектакля – обитатели интерната для людей, страдающих различными формами деменции. С ними невыносимо тяжело, но все равно как-то надо. Надо-то надо, но как?
Когда: 8 мая, 19:00
Где: Театр им. Ивана Франко (пл. Ивана Франко, 3)
Эксцентрику в спектакле дает Валентина Ильяшенко (справа). Другая исполнительница роли Мэри («торт») Зинаида Цесаренко покинула этот мир вскоре после премьеры
Оригинальное название пьесы – Strangers Among Us, Бушковски написал ее в 1999-м. Strangers – это и «незнакомцы», и «посторонние», и «чужие». В традиционном русском переводе используется первое слово, в украинском предпочли второе, лично я выбрал бы третье, самое жесткое. Страдающие старческими ментальными расстройствами, в частности болезнью Альцгеймера, во многом перестают быть самими собой, становятся словно чужими для самых близких родных. Это часть жизни, о которой не хочется думать. Это часть жизни, о которой не помнить нельзя.
Вопросы, поднятые Бушковски, не имеют однозначного ответа. В наших краях до сих пор считается, что отдавать пожилых родителей в дома престарелых не есть хорошо, что о стариках надлежит заботиться собственными силами. Отчасти это мнение сформировано традиционной моралью, отчасти – качеством сервиса в соответствующих отечественных заведениях. В Канаде ситуация принципиально иная, и тут я могу судить не понаслышке. Моя бабушка последние пять лет своей жизни, до того как покинула сей мир в преклонные 96, провела в канадском nursing home. Это было ее добровольным решением и лучшим вариантом в ситуации, сложившийся после смерти ее сына, моего отца.
Габриэль (Галина Семененко) и Майкл (Евгений Свиридюк) доказывают, что деменция не помеха любви
Было бы глупо назвать «Сторонні среди нас» рекламой специализированных заведений для больных деменцией. Тем не менее интернат изображен в пьесе с симпатией, а единственный появляющийся на сцене его представитель, медсестра Робин Хопкинс, – персонаж однозначно положительный. А вот 50-летняя Джоан, дочь 70-летнего Майкла, возмущенная интернатскими порядками и забирающая отца домой, чтобы заботиться о нем самостоятельно, несмотря на благие намерения, правоты за собой не имеет. Во-первых, она, пусть и хочет как лучше, но не знает, как надо. Во-вторых, ей катастрофически не хватает терпения, без которого с подобными больными справляться невозможно. Ну а в третьих, она не считается с желаниями самого Майкла, встретившего в интернате свою последнюю любовь.
У Габриэль такой муж (Вирджил – Александр Логинов), что его не грех и забыть. Дочь (Нетти – Анастасия Добрынина), наоборот, хорошая, но помочь она не в силах
Ребята, сейчас снова будет о личном, но я надеюсь, что вы меня поймете и простите. В канадском nursing home в мою 94-летнюю бабушку влюбился 92-летний дедушка. Он катал ее в инвалидной коляске, держал за руку, целовал в щеки и лоб, говорил ей на английском нежные слова, которых она не слышала, но даже если бы услышала, все равно бы не поняла. Когда бабушку перевели на другой этаж, куда он не мог добраться (в здании не было лифта), дедушка страшно переживал и вскоре умер. В завещании он выделил бабушке круглую сумму на пожизненные услуги персонального социального работника.
Дочь Майкла (Джоан – Наталия Ярошенко) тоже хорошая, но справиться с болезнью отца она тоже не может. Ее муж (Арт – Тарас Жирко) понимает это лучше нее
Я вот о чем: «Сторонні среди нас» – спектакль не только о социальной проблеме, о сложности коммуникации со страдающими болезнью Альцгеймера, о необходимости терпения, сочувствия и милосердия. В первую очередь он о любви, которой, как заметил классик, покорны все возрасты. Майкл (Евгений Свиридюк) и Габриэль (Галина Семененко) все хуже соображают, все чаще забывают важные вещи и утрачивают простые навыки, но рядом друг с другом они оживают и молодеют на глазах. Любовь в спектакле приобретает сакральную силу – кстати, герои не случайно носят имена архангелов. Впрочем, о том, что на этом свете нет ничего более божественного, чем любовь, вы отлично знаете и без меня.
Что-то я мало сказал о самой постановке (она вполне достойна), об актерской игре (на уровне), о сценографии, видеоряде и аудиосопровождении (с ними тоже порядок). «Сторонні среди нас» – спектакль, технические нюансы которого обсуждать не очень-то хочется. Куда важнее вспомнить о том, что 27 марта, через две недели после премьеры в возрасте 82 лет ушла из жизни исполнительница одной из ролей Зинаида Цесаренко. Memento mori, дорогие читатели, то есть помните о смерти. А также memento senectutis. помните о старости. И уж конечно, memento amoris – тут, я думаю, можно не переводить.