Стас Жирков представил столичной публике свой первый спектакль в качестве художественного руководителя Театра на левом берегу Днепра. На Малой сцене состоялась премьера «Класса», очередной типично жирковско-золотоворотской по духу постановки, собранной из кусков, еще одной хулиганской, балаганной, отвязной комедии с элементами социальной сатиры и драматическими вкраплениями.
Когда: 15 мая, 15:00
Где: Театр на левом берегу Днепра, Броварской проспект, 25
В конце января, еще возглавляя «Золотые ворота», Жирков поставил там «Отелло / Украина / Facebook». В том спектакле тексты Павла Арье, Марины Смилянец и занятых в постановке актеров перемежались с фрагментами из Шекспира и Олеши. Украинский коктейль из мавра с социальной сетью вышел терпким, бодрящим, забористым. Я еще предположил, что со временем Жирков перенесет этот спектакль на сцену Театра на Левом берегу, но пока что история сложилась несколько иначе – об этом чуть ниже.
Лилия Яценко, Анастасия Пустовит и Екатерина Савенкова. Девушек в «Классе»
гораздо меньше, чем юношей, зато они лучше запоминаются
В начале апреля в тех же «Золотых воротах» появился спектакль «Бери од жизні всьо». Постановка Татьяны Губрий по текстам Руслана Горового и Татуси Бо во многом напоминала «Отелло / Украина / Facebook». Она тоже состояла из отдельных, слабо связанных друг с другом фрагментов, препарировала милые уродства современной украинской действительности и грешила неуклюжим пафосом, который столичным театрам обычно удается гораздо хуже, чем тотальный стеб. К тому же спектакль Губрий воспринимался сквозь призму жирковского, и это ему очков не добавляло.
Трех придурков-учителей играют Александр Соколов, Владислав Писаренко и Дмитрий Олейник
«Отелло» на Левый берег Жирков пока не перенес, зато поставил там «Класс», после просмотра которого я не могу отделаться от старого анекдота с концовкой: «Папаша, вы будете очень смеяться, но Розочка тоже умерла!» (если не знаете, погуглите). Так вот, вы будете очень смеяться, но это опять спектакль-паззл, опять по текстам Арье и личным историям актеров, опять про нашу нелепую колоритную современность. Отличия состоят в том, что фрагменты нарублены более мелко, большинство монологов-диалогов привязано к школьным реалиям, однако единой стержневой темы в спектакле все же нет.
Только не подумайте, что остальным легче: физика дразнят шизиком, а литератора – онанистом
Сначала речь идет о буллинге, потом о неискоренимом школьном официозе, о туповатых учителях и похотливых училках, о мерзком депутате, о Холокосте, о комплексах, о влюбленностях, а еще о том о сем и всяком-яком. В принципе, не так уж важно, о чем: «Класс» это площадка не для серьезного разговора, а для дурашливой эксцентрики. Каждый из тринадцати занятых в спектакле актеров (похоже Жирков со товарищи не суеверны) дает ее талантливо и по-своему. Круче всех Анастасия Пустовит – ее арсенал клоунских штучек самый богатый и разнообразный.
Анастасия Пустовит – главная звезда спектакля
Интересно, как бы я отнесся к этому спектаклю, если бы посмотрел его до «Отелло / Украина / Facebook» и «Бери од жизні всьо»? Возможно, что с большей приязнью, но не факт. Все-таки фрагментарность, статичность и разношерстность монологических сцен, тематическая и жанровая несбалансированность «Класса» дали бы о себе знать в любом случае. Ну и самое главное: почему-то в этот раз мне было не так смешно, как раньше. Искренне завидую непрестанно хохотавшему в двух шагах от меня Стасу Жиркову. Самым отзывчивым и благодарным зрителем премьеры «Класса» был его режиссер.
Напоследок одно забавное замечание. Жирков как-то сказал, что все новые спектакли Театра на левом берегу будут на украинском, но первая же премьера самого же Станислава Игоревича оказалась по существу трехъязычной: кроме соловьино-калинового в ней звучит и русский, и ядреный суржик. Для «почти документального спектакля», как охарактеризован «Класс» на сайте театра, этот ход безусловно честный и правильный. Иногда обещания лучше не сдерживать; режиссеры не политики, им проще.