В Театре на Липках поставили музыкальную, милую, наивную, веселую, глуповатую, душевную комедию «Берегите Флорес». Вообще-то пьеса Нила Саймона The Female Odd Couple («Странная пара», женская версия), по которой сделан спектакль, вовсе не музыкальная, не такая уж наивная и совсем не глупая. Однако режиссер Максим Михайличенко сместил акценты в сторону гротеска, зрелищности, буффонады – и у него получился почти водевиль.
Когда: 17 мая, 19:00
Где: Театр на Липках (ул. Липская, 15/17)
Виталий Деревянчук (Ренальдо) и Кирилл Горолюк (Хулио) поют как настоящие испанцы, а то и лучше
«Странную пару» Саймон написал страшно сказать когда, в год моего рождения, причем в первоначальной версии главными героями были двое мужчин. Двадцать лет спустя, в 1985-м, один из ведущих бродвейских драматургов своего времени сочинил женский вариант пьесы. Феликс и Оскар превратились во Флорес и Оли, две английские сестры – в двух испанских братьев, Мюррей стал Рене, но сохранил (то есть сохранила) профессию полицейского (то есть полицейской), мужскую игру в покер Саймон заменил более уместной для женщин викториной. Основные коллизии остались прежними – от гендерной принадлежности они не зависят.
Четыре нью-йоркские подружки из тех, кому за тридцать, каждую неделю встречаются, чтобы провести время жизни за нехитрыми развлечениями и досужей болтовней. В один из вечеров трое в сборе, а четвертая, заглавная Флорес, опаздывает. Является издерганная, сильно не в себе, с суицидальными настроениями, сообщает, что расходится с мужем и все пропало. Оли оставляет Флорес у себя, но вскоре выясняется, что жить с ней под одной крышей невыносимо. Оли – дамочка легкомысленная, безалаберная, неряшливая, а Флорес – аккуратистка, зануда, чистюля, настолько обязательная, порядочная и педантичная, что аж тошно.
Несмотря на название «Странная пара» и сюжет с совместной жизнью двух однополых людей, модной нынче гомосексуальной темы ни у Саймона, ни у Михайличенко нет и в помине. На первом месте и в пьесе, и в спектакле конфликт двух типов мировоззрений, который благополучно заканчивается осознанием героинями своих недостатков и мирным сближением позиций. В финале пьесы Саймона – хэппи-энд, квиновский The Show Must Go On и оптимизм с тревожной ноткой. В финале постановки Михайличенко – ноль тревоги, беззаботная музыка и сплошное веселье с массовыми танцами. И это вполне логично.
Сильвия (Марина Веремийчук) из четырех подружек самая смешная
Прочие режиссерские ходы тоже вполне логичны. Если в пьесе имеются испанцы, то почему не дополнить спектакль испанскими песнями? Если La camisa negra, Besame mucho и другие хиты привнесли в постановку водевильную легкость, то почему не поддержать это настроение, сделав персонажей на сцене более шаржированными, чем в тексте? Если Ренальдо и Хулио такие испанцы, то почему не нарядить их в пестрые опереточные костюмы? Если Флорес такая бука, то пусть будет совсем забитой и перепуганной. Если Сильвия взбалмошна и суетлива, то пусть станет прикольной дурочкой. Если Рене крутая и резкая, то пусть сексапильно сверкает вырывающимся наружу красным лифчиком, едва прикрывающим тугую плоть.
Флорес (Елена Михайличенко) – женщина милая, но ужасно нудная
Слово «лифчик» тут как раз кстати: Ренальдо и Хулио плохо говорят по-английски, путаются в словах – в частности, называют лифт лифчиком. Неловкие попытки передать испанские ошибки в английском средствами украинского окончательно превращают испанцев в комических персонажей, да и вся сцена визита Ренальдо и Хулио к Оли и Флорес сильно смахивает на какое-нибудь камеди-шоу. Воспринимать всерьез страдания героини придирчивым критикам после нее сложно, зато благодарная публика возражений не имеет. Финал, в котором два знойных мачо и четыре прекрасных девушки, переодетые в открытые цветастые платья, под очередной испанский хит вытаскивают зрителей танцевать, идет на ура.
А теперь дискотека! Финал спектакля особенно порадует любителей танцев
Удивительный все-таки театр этот на Липках. За последние два месяца я посмотрел там среднюю молодежную драму («Инцидент»), унылую классическую комедию («Идеальный муж» по Уайльду), замечательную, хоть и старенькую, гоголевскую «Шинель» (статья о ней выйдет через несколько дней), теперь вот эту горемыку Флорес (см. выше), а ведь еще у них в репертуаре есть отменный «Наш городок» (какой он может быть, если его ставил сам Богомазов). Одни скажут, что у театра нет лица, другие, что театр не боится экспериментировать и создает спектакли на любой вкус. Выбирайте вывод на свое усмотрение.