На сцене Малой оперы показывают спектакль «Эмигранты» по пьесе Славомира Мрожека, созданный вне эгиды какого-то конкретного, пусть даже независимого, театра. Постановка Дмитрия Демкова – это как бы антреприза, только без антрепренера, поскольку коммерческим этот проект никоим образом не является. Просто несколько молодых людей захотели сделать спектакль собственными силами, и, в общем, у них получилось.
Когда: 30 мая, 19:00
Где: Малая опера (ул. Дегтяревская, 5)
АА (Павел Примак) одновременно вкручивает лампочку и налаживает петлю
Сцена в центре зала, обрамленная зрительскими креслами. На сцене стол, свисающая с потолка голая лампочка, два стула, два чемодана, по углам два небольших зеркала, словно глядящие друг на друга. Героев тоже двое, в пьесе Мрожека они схематично именуются АА и ХХ. Первый худощав, мрачен, сдержан, суров, высокомерен. Второй коренаст, простоват, неопрятен, суетлив и вечно голоден. Друг другу они смертельно надоели, но друг без друга им никак. Грубо говоря, АА – это интеллигенция, а ХХ – народ. Тот, который, опять же, грубо говоря, простой.
ХХ (Давид Дудучава) крепко держит в руках чемодан. В нем есть что-то важное
«Эмигранты» представляют собой ментальный поединок, битву мировоззрений и характеров, в которой преимущество переходит от одного к другому. В пьесе масса характерных деталей, к примеру, ХХ все время клянчит у АА то сигареты, то еду, но потом оказывается, что деньги в основном зарабатывает именно ХХ, просто он предпочитает их не тратить, а тайно копить. АА постоянно отчитывает ХХ, но когда тот наконец взрывается и как на духу вываливает наболевшее, выясняется, что у народа своя правда и интеллигенции нечего на нее возразить.
По существу, «Эмигранты» – студенческий спектакль, только сделанный не в стенах театрального института, а на свободной площадке. Похвальное начинание, да и работа, в общем-то, дебютная и для режиссера, и для актеров, вышла вполне достойной. Режиссер Дмитрий Демков разумно сократил исходный текст пьесы, сохранив основные идеи Мрожека, но сделав постановку более лаконичной и динамичной. Удачно использовал пространство, о чем уже было сказано выше. Правильно организовал свет (тусклый, с затемнениями) и звук (фоном к спектаклю идет шорох старой грампластинки).
У каждого героя свой стул, свой чемодан, свои взгляды, и им никогда не сойтись
В целом постановка достаточно сдержанная, режиссерских штучек здесь не так уж много. Запоминаются рефрены со статичными позами; если бы такой прием был одноразовым, он бы выглядел неестественно, а вот троекратное повторение – уже совсем другое дело. Впрочем, есть и ход сомнительного свойства: когда ХХ, решив побриться, намыливает вместо лица зеркало, получается вроде бы смешно, но в сугубо драматическом спектакле такой гэг все-таки не слишком уместен.
Неорганичным выглядит и иммерсивный элемент, когда АА достает бутылку коньяка, разливает ее по пластиковым стопкам и предлагает зрителям причаститься. Человек пять осторожно соглашаются, принимают свои двадцать граммов и некоторое время остаются у стола в растерянности, не зная, что делать дальше. Все-таки элементы вовлечения публики в спектакль должны быть как следует продуманы и нести какую-то смысловую нагрузку. Когда они просто так, это не есть хорошо.
Коммуникация между персонажами принимает разные формы
Что определенно хорошо, так это работы актеров-студентов Павла Примака и Давида Дудучавы. Они сыграли точно, аккуратно, с запоминающейся нюансировкой, без экзальтации и фальши. Смущало разве что отсутствие характерных речевых особенностей ХХ, с первых же фраз выдающих его низкий уровень культуры и образования – у Мрожека они прописаны. Пожалуй, герою Дудучавы следовало говорить на каком-нибудь из вариантов суржика, этот ход был бы эффектным и убедительным.
Знаю, что ставить оценки – дело сомнительное и неблагодарное, и все же я, если пользоваться старой шкалой, нарисовал бы «Эмигрантам» твердую четверку. Это с надбавкой за инициативу, смелость и успешный поиск новых возможностей – если и не в самой постановке, то уж точно в ее замысле и организации.