В конце апреля в Малом драматическом театре появился спектакль, который не смотрят, а только слушают. Теперь точно можно говорить о тренде: это уже третья такая постановка, показанная в Киеве в течение последнего года. Несмотря на то, что дебютная работа Анны Турло оказалась в хвосте тенденции, она получилась более интересной и цельной, чем опыты предшественников. У «Точки зрения» над ними несколько очевидных преимуществ – надеюсь, слово «очевидных» по отношению к «слепому» спектаклю вас не смущает.
Когда: 30, 31 мая, 19:00
Где: Малый драматический театр (ул. Гончара, 33)
Год назад театр «Мизантроп» представил в столице «Слепоту» Ильи Мощицкого по одноименному роману Жозе Сарамаго, постановку, которую играли в полной темноте. Зимой в Киев приезжал одесский Театр ушей – на его спектаклях актеры находятся на сцене за занавесом, а зрителям раздают черные повязки для глаз, хотя смотреть все равно не на что. Из-за всего этого «Точка зрения» вызывала некоторый скепсис, но опасения не оправдались.
Сравнивать постановку Анны Турло с работами Театра ушей смысла не имеет, на том, что в обоих случаях отсутствует визуальная составляющая, сходства заканчиваются. А вот с мизантроповской «Слепотой» у «Точки зрения» действительно много общего. Показательно, что идея создания спектакля возникла у Турло до премьеры «Слепоты», на которой она к тому же и не была. Так что упрекать постановку Малого драматического во вторичности и тем более в заимствованиях будет некорректно.
И у Ольги Кобылянской, и у Леси Украинки есть короткие рассказы-зарисовки под названием «Сліпець»; оба они использованы в спектакле
Первое и главное сходство – тематическое. И в «Слепоте», и в «Точке зрения» речь идет о незрячих. В обоих спектаклях зрителям предлагается почувствовать себя слепцами: представление проходит в полной темноте, не разрешается пользоваться ни мобильными телефонами, ни какими-либо другими светящимися штуками. А вот по части содержания и композиции разница существенная. Если «Слепота» поставлена по одному-единственному литературному источнику, то «Точка зрения» представляет собой коллаж из текстов Леси Украинки, Ольги Кобылянской, рассказов слепых и слабовидящих, а также фрагментов телевизионных новостей.
Режиссер Анна Турло
По части организации пространства Малый у «Мизантропа» явно выиграл. Зал, в котором ставили «Слепоту», был слишком велик, эффект присутствия оказался слабым. «Точку зрения» играют в небольшом помещении, стулья для публики расставлены буквой П, но не по краям зала, а ближе к его середине, так что актеры перемещаются и перед зрителями, и за их спинами, что создает требуемое ощущение дискомфорта, неуютности, тревоги. Актеры совсем рядом: в какой-то момент на меня пахнуло ароматом духов одной из исполнительниц. Кстати, идея использовать в подобном спектакле запахи, довольно любопытна, почему бы не попробовать.
Актеры, они же соавторы спектакля: Юрий Кулинич, Мария Моторная, Марта Коссаковская, Даниил Мирешкин
Со звуком Турло тоже поработала более изобретательно, чем Мощицкий. Наряду с невооруженным голосом используется голос, пропущенный через динамики и через мегафон, причем все эти ходы имеют драматургическое обоснование. Например, документальные свидетельства незрячих поданы с помощью микрофона: персонаж словно специально выступает со своими откровениями перед аудиторией. Вдобавок расположение зрительских кресел позволяет добиться стереоэффекта: звук может доноситься со всех сторон.
«Точка зрения» гораздо компактнее «Слепоты». Спектакль Малого длится всего час, и это правильно: когда нагружаешь только слух, публика быстрее устает, поэтому нужно быть лаконичным. Наконец, постановка Турло имеет ярко выраженное социальное звучание. Она не только о слепых, требующих к себе отношения как деликатного, так и непредвзятого, лишенного стереотипов и не подчеркивающего их телесные недостатки. Она о любых иных, любых не-таких-как-большинство. Обо всех тех, кто, несмотря на свои особые свойства и потребности, не должен чувствовать себя изгоем.
В какой-то мере, она, простите за банальность, о каждом из нас.