Юноша и девушка решили покончить с собой, отправились к черту на рога в норвежские фьорды, но вместо того чтобы прыгнуть со скалы в пропасть, поморочили друг другу головы, умилились от северного сияния, возвышенно потрахались и благополучно отправились восвояси. О том, как жизнь победила смерть неизвестным науке способом, рассказывает спектакль Театра оперетты «На краю света», поставленный Дмитрием Захоженко по пьесе Игоря Бауэршимы «Norway. Today».
Когда: 22 мая, 19:30
Где: Театр оперетты (ул. Б. Васильковская, 53/3)
Бауэршима, швейцарский драматург чешского происхождения, написал свою самую известную пьесу еще в 2000-м. Тогда внове была и тема совместного самоубийства по знакомству в интернет-чатах, и практика использования в театре живой видеотрансляции, которую Бауэршима продвигал одним из первых. Сейчас, после пресловутой игры «Синий кит», сетевых групп смерти и селфи-роликов с суицидом в YouTube, эти ужасы выглядят почти привычными, а для видеотрансляции достаточно камеры обычного смартфона. Кроме того, это не первая постановка «Norway. Today» на киевской сцене. В 2005-м за нее брался Театр русской драмы – кстати, без особого успеха.
Спектакль начинается с зажигательной песни в исполнении Екатерины Алексеевой (Юлия)
Тем не менее, в Театре оперетты пьесу Бауэршимы сочли все еще актуальной. Для ее постановки молодому режиссеру Дмитрию Захоженко выделили экспериментальную сцену Stage lab с залом на полсотни зрителей и игровым пространством, где троим актерам было бы уже тесновато, а вот двоим – Екатерине Алексеевой (Юлия) и Игорю Чебану (Август) – в самый раз. В спектакле пару раз красиво поют (все-таки Оперетта), заводят беседы со зрителями (от активности некоторых потом трудно отделаться), но главной фишкой «На краю света» остается видеотрансляция, в том числе прямая.
Игорь Чебан (Август) тоже умеет петь, но первое выступление его героя носит философский характер
Обоим героям присущ тинейджерский максимализм, но характеры у них разные. Юлия – девица резкая, упрямая, своевольная, склонная к лидерству и доминированию. Август робок, простодушен, растерян, задается по-юношески наивными квазифилософскими вопросами. Причины для суицида у обоих весьма туманны. Юлию вроде бы обидела измена бойфренда, Август будто бы страдает от одиночества и непонимания, но по большому счету проблемы юных балбесов настолько эфемерны и иллюзорны, что в фатальный исход категорически не верится. К тому же, если заметить, что жанр спектакля обозначен как романтическая комедия, то за судьбу персонажей можно не переживать.
Юлия пытается произнести на камеру предсмертную речь, но, похоже, не верит сама себе
Главная интрига разворачивается на экране, причем источники изображения разные. Во-первых, это скринкаст специально созданной для спектакля фейсбук-группы, к которой прямо во время показа может присоединиться каждый зритель. Во-вторых, используется предварительно записанное видео – тут все понятно. В-третьих, несколько эпизодов сопровождается стримом с гаджета, и вот это самое интересное. Когда герои решают отложить суицид в пользу секса, удаляются со смартфоном за кулисы и начинают раздеваться, передавая камеру из рук в руки, интрига заметно возрастает.
На экране северное сияние. Красота опять спасает мир
О том, что именно из происходящего в условной палатке покажут вам на экране, я рассказывать не стану; только многозначительно замечу, что без забавных сюрпризов не обойдется. А вот глобальных неожиданностей не будет: любовь побеждает смерть, жить хорошо, а умирать плохо – с моралью в постановке Захоженко все предельно просто. Юлия и Август прекращают этих глупостей и, взявшись за ручки, уносятся к новой счастливой жизни, как будто никаких суицидальных мыслей у них не было и в помине. Предполагается, что в сознании героев происходит некий радикальный слом, но его генезис остается нераскрытым.
Вот еще один важный момент. Пьеса Бауэршимы основана на реальной истории австрийского юноши и норвежской девушки, познакомившихся в чате и отправившихся на край света, чтобы одновременно покончить с собой. Разница между суровой жизнью и милым комедийным спектаклем состоит в том, что те двое со скалы действительно прыгнули. Наверное, они так и не отважились заняться сексом. А сексом они не занялись, возможно, потому что между ними не возникло чувства, по некоторым признакам похожего на любовь. В общем, make love not death, и все будет хорошо.