Если гуглить имя актёра Сергея Стрельникова, то понять, что это наша киевская кинозвезда, можно не сразу. Российская фильмография, топовые роли в московских проектах, культовые личности российского культурного пространства в перечне сыгранных ролей (Чапаев, граф Орлов). И только присмотревшись внимательно, можно разглядеть, что весь этот поток резко обрывается зимой 2013-2014. Человек, у которого вовсю раскручивался маховик карьеры в высшей лиге кинопространства, которое на тот момент было единственным, просто отказался от российских проектов. А если гуглить дольше, то можно найти видео, записанное весной 2014 года. Оно даст все ответы. Его ответы с его позицией. И вопроса “почему” не возникнет.
Тем не менее, заполучив в свою отрасль готового медийного талантливого актёра, украинское кино долго не могло найти ему достойного применения. Настолько достойного, чтобы произнося фамилию Стрельников, зритель больше не подразумевал Чапаева. Да, были телепроекты. И благодаря одному из них, состоялась важная встреча - снимаясь в сериале “Владимирская, 15”, он познакомился со своей второй женой, Викторией Литвиненко. Несколько месяцев тому назад у пары родился сын.
А сегодня мы, похоже, можем говорить о кинопроекте, который наконец перевоплотит Сергея Стрельникова в украинского героя. В следующем году на экраны украинских кинотеатров выйдет историческая картина Олеся Санина “Довбуш”. 2019 год - активная фаза съемок. Главную роль народного героя, Олексы Довбуша, в ней играет Стрельников. И мы верим в то, что это будет “Довбуш здорового человека” на фоне увиденного нами прошлой весной “Довбуша курильщика” в фильме “Легенда Карпат”.
Сергей Стрельников домайданного периода и нынешний очень отличаются. Начнем с того, что ты стал отцом.
Да, в начале января этого года у нас с Викой (жена Сергея Стрельникова, актриса Виктория Литвиненко - прим. ред) родился сын. Сильвестр Сергеевич.
Ого, какое имя!
Да, нам тоже нравится. Мы зовем его Сильвер. Во-первых, с Сергеичем в сочетании звучит неплохо, во-вторых, естественно референсом звучит имя очень мною уважаемого Слая, а в-третьих, у меня была учительница Светлана Сильвестровна, плюс Богдан Сильвестрович всеми нами почитаемый. Это имя существовало раньше. Ну и мы с женой оба любим серебро - у нас обоих кольца обручальные из серебра.
Наверняка это захватывающая роль для тебя. В своих старых интервью ты много говоришь о своем отце. Его рано не стало в твоей жизни, но очевидно, что он оказал на тебя колоссальное влияние.
Это правда. Они оба – и мама, которую я люблю безмерно, и отец – повлияли на меня в равной степени. Папа был медиком, психиатром. Но при этом любил физуху, и мне это привил. Мой батя был очень уважаемым человеком среди мужиков - не только из-за силы, но и из-за интеллекта. Помимо своей врачебной практики, он был философом, художником, писал картины маслом, стихи писал. Лет за 5 до развала Союза он уже говорил маме, что всё это рухнет очень скоро. У него был абсолютно аналитический склад ума.
У тебя в памяти сохранились какие-то беседы с ним?
Мне лет 8 было, я вдруг осознал, что космос бесконечен. Но как это понять? Это как вообще? А мой отец увлекался жанром si-fi, тогда это называлось научпопом. И мне передался этот интерес. Я подошёл к отцу и попросил объяснить мне. Он говорит: “Серёга, всё очень просто. Вот мы с тобой живём в трёх плоскостях, и мы их понимаем. Для муравья, предположим, существует две. Высоту он совсем не отстреливает. Так вот, зная это, мы берём теннисный шарик, разрезаем пополам, садим туда муравья и запаиваем шарик. Так мы создаём для него космос. Куда бы он ни полз, он куда-нибудь приползёт. Бесконечность. И это для него становится бесконечностью лишь потому, что он не понимает, что такое высота. Возможно, и мы не понимаем чего-то, что составляет наш космос.”
Отличное наглядное объяснение - надо в копилку забрать.
Да, батя мой сильной личностью был. Я, пожалуй, действительно раньше о нём как-то мало рассказывал. А зря. Мощный был человек. Я помню, однажды он пошел на улицу, наверняка ковыряться со своей “Победой” (мне вообще иногда казалось, что она так часто ломалась, что это скорее он её на себе таскал, чем она его возила). Дрова, которые уже разрублены на 4 части, он решил ещё переполовинить. Рукой. Просто перешибал их. Как раз тогда он заинтересовался восточными единоборствами. Я, кстати, в детстве тоже частенько кирпичи перебивал. И вдруг мы с мамой слышим ор нечеловеческий. Мама вылетает - папа снес себе палец. Своей же ладонью. Надо ли говорить, что он его сломал, раздробил фалангу.
И я, кстати, очень легко могу представить такую же ситуацию с собой. Я вообще достаточно изувечен. При чем чаще всего благодаря самому себе. Я часто повторяю, что нет для меня человека более опасного, чем я сам.
Ты любишь экстрим? Или ты дерёшься?
Нет, я не ищу экшн на улицах... Уже... Какое-то время. (смеётся) Я не дерусь, но если кому-то это нужно, то я не против. И кстати, чем лучше ты готов к таким ситуациям, тем меньше шансов в них попадать. Как ни странно, это работает. А вот к экстремальному спорту меня не тянет.
Ты знаешь, я дома могу часами лежать на диване и рубиться в третьего “Ведьмака”. Раньше – часами, до рождения сына, сейчас, конечно, меньше. А вот на работе мне необходимо действие. Так что с парашюта я не прыгал, каким-то экстремальным спортом тоже не занимаюсь. Но вот для того, чтобы тот же Довбуш выглядел правдиво, я убеждён, что должен обладать специфическими скиллами, которые были в его арсенале.
Чему тебе приходилось учиться ради ролей?
Есть такой проект – он никак не выйдет на экран, в 2014 году снимался – “Трипалов и кошелек”. Вот там мне пришлось бороться с настоящим 350-килограммовым медведем Степаном. В нижнем партере. Это был интереснейший опыт – контактная работа с партнером, который в любой момент может тебя убить.
Кроме того, до “Чапаева” я не ездил на лошади. Хоть и вырос в селе. При чём сел я на коня в экстренном порядке, потому что у меня был параллельный проект, и не было времени учиться ездить. Рысь я освоил далеко не сразу, а галопом поехал уже на второй день.
Для “Довбуша” осваиваю топор. Дрова-то я колол раньше топором, а вот людей не пробовал. (смеётся) А тут есть своя специфика. Мы создаем что-то вроде карпатского “кунг-фу”. Я имею ввиду, как боевую систему – ничего общего с восточными единоборствами. Это не должно быть похоже на восточные единоборства. Тут важна аутентика. Хотя мы вот работаем с ребятами-каскадёрами, и приходим к выводу, что наши техники чем-то похожи на техники индейцев. Они тоже орудовали похожими томагавками.
Ну и на лошадь я 8 лет не садился. А мне по горам носиться. И хоть конники наши утверждают, что конь - это как велосипед, раз научился - в любой момент поедешь, но мне было не по себе. Как минимум должны быть развиты мышцы, которыми ты себя держишь на коне. И потом мы снимали проезд, в какой-то момент у меня ноги повылетали из стремян, но с лошади я не свалился. Так что сделаол вывод, что держусь именно ногами.
Я смотрю, твой Довбуш будет настоящим бойцом.
Да, я называю наш проект “Топоры, ножи, верёвки, но не без романтики.” Мы обсуждали с Олесем Саниным специфику нашей картины и пришли к выводу, что нашему кинематографу не хватает крепкого жанрового кино. Сделанного по голливудским лекалам. Наш “Довбуш” - это вестерн, рыцарский роман и самурайская драма. Компиляция из всего этого. Только не правой рукой через левое ухо с намёком на артхаус, потому что по-другому мы не умеем. А просто жанровое кино.
А ты смотрел “Легенду Карпат”?
Нет, не пришлось. Но и не планирую. Я тебе больше скажу, когда работал на “Чапаеве”, то долго, месяцев 5, сознательно не смотрел старый бородатый фильм. И только уже на съемках финальных сцен посмотрел. И остался спокоен - я не копировал Бабочкина.
А это работает автоматически? Увидел означает обязательно скопировал?
Конечно, творчество - такая вещь, что ты неизбежно что-то тыришь. И если бы мне что-то понравилось в герое, я бы обязательно это снял на себя. Даже не специально, это происходит на подсознательном уровне.
Ты задатки актёрские с детства копил?
У меня есть фотография за 3-й класс. Ты же помнишь - на новогодних утренниках пацаны были тогда были зайчиками, петрушками, мушкетёрами в лучшем случае. А я хотел быть ковбоем. И мама с бабушкой вместе собрали мне костюм. Как могла, шляпу где-то у соседей взяли. Револьвер, кобура. Я помню, я был невероятно счастлив среди всех этих д’Артаньянов. Мои джинсы были мокрыми по колено, потому что мне до школы надо было пилить три километра через лес по слякоти. И вот есть такое фото, где из всех четверых школьников единственным, кто не стоит столбиком, был Серёжа Стрельников. Весь такой из себя ковбой такой в позе кольт у бедра. В общем, Клинт Иствуд из “Добрый, плохой, злой”. (смеётся)
А ещё у нас дома был такой стол-книжка с полированной блестящей поверхностью. И я хорошо помню, как я в эту полировку наблюдал за своим отражением, когда смотрел боевички по телеку, и вот так вот падал как будто в слоу-мо. Якобы пистолеты достаю, стреляю.
Работал “в стол” практически.
Да, я еще во времена стола хотел играть в екшене. Если честно, я никогда и не хотел сыграть Гамлета. Мне всегда был интересен вестерн. И похоже, что с “Довбушем” эта мечта как раз и осуществилась.
У тебя вся семья за тобой в кино потянулась. Сестра - режиссёр, Ева Стрельникова. Младший брат - Антон Скрипец - тоже.
Евка ко мне в общагу Карпенко-Карого приезжала. Помню тогда как раз у нас была физкультура, и ныне покойный “Камикадзе” - физкультурник - гонял нас: “Живот - это не вместилище пирожков! Вы у меня все будете прыгать через рояль с саблей в руках и зачёткой в зубах!” И вот Евке весь этот движ понравился, и она приняла решение, что тоже идёт сюда.
Она из тех режиссеров, которые хоть и работают в таком жанре, который мало кто приветствует - четырехсерийки-мелодрамы - но она всегда сама правит тексты, сама работает над сценариями - она у меня пишущая тоже, как и я.
Снимался у них?
Я у Евки в “Скорой помощи” в таком густом эпизоде снялся. Так и сказал ей: “Хочу с тобой поработать, но времени у меня очень мало, поэтому возьму эпизод, типа камео, и там что-нибудь покручу”. Мне очень нравится, как она работает. И надо сказать, что она никогда не сомневалась в правильности своего выбора. И меня заставила это принять. Я, признаться, сначала с опаской смотрел первые её фильмы. Но то удовольствие, которое получаешь от понимания, что она по-настоящему справилась, дорогого стоит. Я горжусь своей сестрой. Впрочем, как и младшим братом. Который тоже уже снял свой второй фильм. Тоха и Евка точно далеко пойдут.
Давай теперь о том, кто “далеко пошёл” давно, но сделал резкий поворот. О тебе. После того, как был аннексирован Крым и началась война на Донбассе, а точнее еще до начала активных боевых действий, ты уже говорил о том, что это будет найстоящая война и бойня. Это видео, записанное Юлией Ауг, легко гуглится в интернете. Ты перестал сниматься в России.
Мне там было бы не по совести. В этой общей ситуации очевидно было одно - сильный не должен обижать слабого, тем более, когда у слабого сердечный приступ. Это уже потом я понял, что всё идёт так, как должно: вилка расхождения Украины с Россией не могла быть тихой и спокойной. Только сейчас нам стало понятно, кто такие наши северные братья, и какой путь нужен, чтобы не стать похожими на них.
Последние разы, когда я там был, складывалось чёткое понимание, что мне там быть нельзя. Потому что или я кого-то убью, или убьют меня. Все эти разговоры… Я не могу лавировать. А социальный запрос там другой. Они не хотят слышать правду. Даже не потому, что они сволочи. А потому что им правду слышать больно. Им непонятно, что с этой правдой делать. Поэтому ненавидеть легче, чем принять свою неправоту.
Но в твоей фильмографии всё же есть один российский фильм уже после этого заявления.
Да, это “Операция Мухаббат”. 2016 год. Я сидел здесь без работы уже практически год. Я точно знал, что поступил в свое время, отказавшись от московских проектов, правильно. И хоть мне продолжали поступать предложения из Москвы, отказывался. Но тут сам лейтмотив истории, которая, кстати, в России потом и провалилась из-за того, что противоречила общественному запросу - войска надо выводить, советская армия здесь чужая, на чужой земле, им тут нечего делать. И последняя моя сцена в картине - мой персонаж уличает своего товарища, который перешел на сторону моджахедов, мол, что ты делаешь, зачем своих убиваешь. А он отвечает: “Ты на моей земле.” И тогда до моего персонажа доходит. И он его отпускает. Это то, во что мне дали поиграть.
То есть “вопреки политике партии”
Да. Это меня подкупило. Но вот с производством - это была настоящая подстава. Я всегда мечтал о персонаже, на котором будет много-много динамики и экшена. И мне пообещали, что история будет сниматься в Иране. Что в Россию мы заезжать даже не будем. Ну я и согласился. Думаю: “Хрен с ним, тем более, что у нас здесь направо и налево снимаются истории для России. В Киеве. Но для России.” И стоит ли продолжать дальше, что прямо накануне съемок оказывается, что снимаем мы в Осетии и в Москве. И Вика не даст соврать - я тогда сильно приуныл. Потому что вышло, что я наступаю себе на горло. В общем, для тех, кто захочет в моих словах сомневаться, есть прекрасный козырь. Да вот только вернулся я оттуда, еще сильнее убедившись в своей позиции.
И уже от роли графа Орлова во втором сезоне сериала о Екатерине я отказался. Я просто понял, что всё, больше не смогу выдавить из себя постоянные слова о величии России. В “Мухаббате” мне приходилось говорить совсем другое.
Ты же в первом сезоне сериала о Екатерине Второй играл графа Орлова. Для второго сезона они другого актера нашли?
Да, взяли другого актера. Но надо сказать, что торбили меня основательно. Потому что там как раз со второго сезона начиналась история романа Екатерины с Орловым. В конце первого он появился в паре серий, и там была заложена основа будущей истории. И вот половина второго сезона это Екатерина-Орлов, а вторая половина - это Потёмкин. Но нет. Не могу.
Зато теперь ты снимаешься в другом направлении. В Польше, Чехии. Расскажи мне о проекте Дариуша Яблонского.
Уже отснялись полностью - скоро можно будет увидеть. Это детективный сериал “Принцип удовольствия”. История меня привлекла тем, что это попытка снять кино в жанре нуар. Плюс возможность нового опыта за пределами страны. Трое полицейских - чешский, польский и украинский - совместными усилиями ищут маньяка, почерк убийств которого схож в трёх странах. Мне пришлось играть на английском.
Заучивал фразы?
Нет, тут было проще. Заучивал я раньше, когда мне однажды пришлось играть на немецком. Вот там 12 серий текста, я его заучивал, а потом положил на полку с заклинаниями. (смеётся) Но английским мы все пассивно в том или ином объеме пользуемся. Хоть разбудить язык можно только грамматикой и практикой. Этим я и занимался. Разбирал и свой текст, и текст партнеров. Чтобы понимать, что они говорят. И реагировать адекватно.
А свою первую съемочную площадку ты помнишь?
Конечно. Крохотная роль в фильме у Матешко. “День рождения Буржуя-2”. С Андреем Паниным. С покойным Паниным. Не путать с Лёшей. Потому что с этим у меня было два года жизни на “Ангеле-предохранителе” (сериал “Ангел Хранитель” - ред.). При чём мы играли там братьев. Он - боксёра, у которого что-то там не сложилось в карьере. А я играл брата-недотёпу. И Лёша совершенно не стеснялся становиться у мешка и лупить по нему. Ни малейшего представления не имея, как это делается. На самом деле ему нельзя было приближаться туда даже. Зритель не должен знать, что ты впервые видишь мешок.
Я так понимю, что ты, как и отец в своё время, очень серьёзно подходишь к спортивной подготовке.
Я сейчас живу в квартире, где на кухне огромная барная стойка. Она стоит на кирпичной кладке. И я её приспособил под разные виды отжиманий. И могу сказать, что с барной стойкой можно работать не хуже, чем с турником и брусьямиЯ, если подойти к этому с креативом.
Это ведь своего рода азарт.
Конечно. Если ковырнуть вглубь, я прекрасно понимаю, что физиченские упражнения - это выработка тестостерона. А это та наркота, которую выделяет организм, чтобы мы работали и существовали с удовольствием. Так вот, физуха - это первый способ получить этой наркоты, не употребляя. Но до этого надо доработать. Люди, которые полжизни собираются в зал, просто этого не знают. Чувак, через месяц тебя попрёт. Ты будешь кайфовать, как конченый наркоман. Не говоря о том, что это способ личной медитации.
Что ты знаешь о зависимостях?
Ну, барная стойка у меня потому и стала тренажером, потому что не пригодилась по назначению. Я второй год не пью совсем. Столько свободного времени оказывается (смеётся). Я своё попил, мудрости набрался, пора ею делиться. Я много чего понял об этом. Прямо скажем, определённое время я находился во тьме. Личностной. Но эта тьма меня во многом закалила. Другое дело, что я не хочу к этому возвращаться больше. Время разбрасывать камни – и есть время уворачиваться от камней.
Как это проиходит? Проснулся и решил?
Нет, сначала, конечно, надо набокопорить. (смеётся) Просто так люди не бросают. Сначала надо немного побалансировать на краю. И понять, что всё, хватит.
Ок, алкоголь исключаем, как стимулятор. Что для тебя важно на съемочной площадке?
Готовясь к той или иной сцене, я понимаю, что должен перед этим развязать все узлы, на которых могу стопорнуться. Это текст, это непонимание истории, невладение элементарными навыками, которыми владеет мой герой. И вот когда я все это отрабатываю, вот тогда включается сёрфинг. Тогда я смогу играть. То есть надо быть расслабленным, но собранным. Если честно, я так не всегда считал. Иной раз, заблудившись в лесах честолюбия, ты думаешь: “Да нафик мне учить этот текст, память хорошая. И вдруг - раз, работаем, а я посреди дубля на остановке. И я теперь думаю об этом. Это выбивает.
И ещё один важный принцип в работе - преодоление. Это мой способ. Объясню, что я имею ввиду. Например, надо сыграть почечную колику. Мне это хорошо знакомые ощущения - я “собираю камни” всю жизнь, пять операций, в общем не понаслышке знаю, как это. И вот, предположим, мне надо проползти из точки А в точку Б, играя боль от почечной колики. Можно стонать и заламывать руки, а можно через улыбку всячески попытаться эту боль скрыть. Попытаться ее перебороть. И вот тогда зритель станет ему подсознательно сопереживать. И эта форма работает в любой категории актёрской игры. Через попытку перебороть. Потому что мы так действуем в жизни.
Что тебя смешит?
Хм… смотрел я недавно старенький сериал американский “Офис” со Стивом Кареллом. Это улёт. Стив - гений. Его персонаж, прямо скажем, - дурак. Но он искренне верит в то, что он поступает правильно. И вот я уверен, что природа юмора именно такова. Если человек делает глупость, но верит в неё - мне ржачно. Но если же он надевает форму и пытается меня насмешить, то я в это не верю. На самом деле я просто верю в глупость. И жадность. Это те вещи, на которые всегда можно опираться, когда тебе какая-то ситуация непонятна, и ты хочешь ее проанализировать. Жадность и глупость работают всегда. И, кстати, распиздяйство еще.
Давай в качестве коды очень коротко охарактеризуй своего героя, Олексу Довбуша. Кого нам ждать?
Когда меня спрашивают о Довбуше, я говорю, что это человек своей эпохи. А время было такое, когда многое решала сила. Шансы выжить были только у сильных. И они были заточены под такой способ существования. При этом я смею надеяться, что я и сам заточен под экшн.