Совсем недавно, 16 июня, киевский независимый театр “Мизантроп” успешно завершил краудфандинговую кампанию и собрал деньги на участие в одном из самых известных и крупных театральных фестивалей мира – Edinburgh Festival Fringe. Везти они будут не что-нибудь, а “спектакль о власти, разыгранный рабами” – “Короля Убю” по пьесе эксцентрика Альфреда Жарри. Что означает эта поездка для театрального сообщества Украины, чем крут и известен фестиваль в Эдинбурге – рассказываем в специальном материале.
Что такое «Фриндж»?
Фактически, Эдинбургский фестиваль – это не один фестиваль, а целых несколько. Под этим наименованием скрываются масштабные кино-, театрально-, этно-, музыкальные, хореографические и книжные сетки событий. Да-да, вы не ошиблись. Речь идет не о разных программах внутри одного фестиваля, а о целом конгломерате фестов, которые каждое лето буквально оккупируют информационное пространство Эдинбурга, превращая административную единицу Шотландии в бурный «город-фестиваль».
За каждым из них (а в сумме их 12) стоит своя организация-организатор. К примеру, Эдинбургский фестиваль искусств, Эдинбургский народный фестиваль и Эдинбургский международный – это не одно и то же. Но за счет плотного соседства и параллельного развертывания во времени все они воспринимаются посетителями как одно большое, тотальное событие.
Поскольку украинский театр в этом году – часть великого действа, мы немножко расскажем о двух самых важных для нас, то бишь об Эдинбургском международном фестивале и об Эдинбургском Фриндже.
Обратившись к метафоре, можно сказать, что отношения между ними примерно такие же, как у Евы с Адамом: один словно бы появился из ребра другого. При чем в основе этого рождения лежит крайне театральная история.
Первенец, то есть Эдинбургский международный фестиваль, был запущен в 1947-ом году. Идея объединить разбитых Второй мировой людей и создать нечто небывалое, целительное и великое в поствоенном контексте звучала действительно актуально и свежо. К тому же, организаторы элементарно искали место, где можно было бы проводить масштабные мероприятия, т.к. многие привычные арт-центры, вроде того же Лондона, нехило пострадали от бомбежек.
Главным образом фест сфокусировал свои силы на музыке и оперном искусстве (в число его основателей вошли Рудольф Бинг, «отстроивший» Глайндборнский оперный фестиваль, и Синди Ньюман, профессор музыки в Эдинбургском университете), но не менее выдающимся образом – и на хореографическом и театральном искусствах. Если говорить о последних 10-15-ти годах, то в разные сезоны его звездами становились Саймон Макберни, Пина Бауш, Дэвид Харроуэр.
Уже в первый год проведения фестиваля восемь театральных групп, восемь “дон кихотов”, которых по разным причинам миновала участь официальных участников, воспользовались моментом (в городе-то масса зрителей!), забили на формальности, бюрократию, основную программу и просто показали свои работы в городе. Было это дело на улице Королевская Миля.
Их старания не прошли даром. В 1948-ом сплоченный бунт (или талантливый пофигизм) этих компаний фигурировал в заметке британского журналиста под обобщающим термином «fringe». Что в переводе с английского может иметь массу коннотаций – «кайма», «окраина», «край», «на обочине», «неформальная группа», «крайний» или «неформальный», но каждая из них – о выходе за рамки, за пределы известного.
Со временем спонтанный эксцесс превратился в систематическое движение и зарекомендовал себя как отдельная структура – Эдинбургский Фриндж.
Почему поехать на «Фриндж» – это круто
Культовый и рок-н-рольный Фриндж можно сравнить с off-программой Авиньонского фестиваля. Несмотря на то, что один фестиваль похож на другого примерно так же, как бурный базар в разгар выходного в Стамбуле на Центральный универмаг, оба в итоге отражают ведущие арт-тренды и являются трансляторами новейших театральных форм.
Основная фишка Фринджа в том, что он, в значительно большей степени, чем “старший брат”, построен на идее рынка. Идее свободной арт-ярмарки. И со временем эта роль, функция, только усилилась и стала для фестиваля ведущей. Если в 50-х Фриндж представлял собой незаурядный творческий бунт «несогласных», утверждал идею о том, что искусство доступно всем и его главный катализатор – свобода, то к нашему времени он превратился в шикарную иллюстрацию конкуренции в условиях свободного рынка as it is. Ежегодно сюда приезжают сотни, даже тысячи шоу, чтобы заявить о себе международному сообществу, найти партнеров, встретить директоров и продюсеров, удивить зрительный зал.
К примеру, согласно статистике The Guardian, в этом году фестиваль покажет более 3-х тысяч шоу от художников из 63-х стран.
Главный принцип Фринджа – свободное участие. Здесь каждый сам отвечает за свою историю и свой продукт – как это и бывает во взрослой жизни, у психологически зрелых обществ. Организаторы фестиваля предоставляют театрам площадку, а уже их задача – найти силы, творческую энергию, финансирование, вовремя подать грамотную заявку и достойно выступить на так называемой «бирже талантов».
В украинской истории путешествий на Фриндж театр «Мизантроп» с его острой политической сатирой – не первый участник. Во Фриндже в разное время принимали участие и Виталий Малахов с его знаменитым «Яго» (по «Отелло»), разыгранном в бассейне, и театр «Воскресение» под руководством Ярослава Федоришина, и Новый театр на Печерске, и камерный театр «Сузирья», и даже Коломийский областной драматический. Но почти все эти истории (за исключением, пожалуй, поездки Малахова, на которую отреагировали The Observer и The Guardian) не обросли супер широким общественным резонансом, не вошли в летописи и не сдвинули серьезно «точку сборки» украинского театра.
Кажется, не все участники осознают: магический пинок Фринджа не в том, что ты там отметился и теперь можешь писать на каждом заборе о своем участии (само по себе участие ничего не дает, вне переосмысления театром своего образа и своих методов работы в «обычной», отечественной жизни), а в том, что это – серьезный шанс заявить «я есть» европейскому сообществу, агентствам и промоутерам. Шанс, позволяющий миновать массу сложных и иногда почти недостижимых этапов: переговоров и переписок с иностранными партнерами, уверений, что видео вашего спектакля окажется божественным и прекрасным, поиск партнеров, вообще готовых с вами говорить и т.д.
И эту эффективность, ведущую роль Фринджа в построении карьеры доказывают ряды компаний и режиссеров-хедлайнеров, чьи имена сегодня ассоциируются с фундаментом современного театра. В разное время на площадках Фринджа внимание завоевывали Сара Кейн, инженерный театр АХЕ, бог пантомимы и «нового цирка» Вячеслав Полунин.
Надеемся, что театр «Мизантроп» круто себя покажет этим летом и сможет наконец воспользоваться полученным опытом, целительно повлияв на театральный ландшафт Украины!