«Лондон» – уже третий спектакль, поставленный на Малой сцене Театра на левом берегу Днепра за последние полтора месяца. Пьесу белорусского драматурга Максима Досько инсценировал украинский драматург Павел Арье, периодически пробующий себя в режиссуре. «Лондон» – моноспектакль, его герой – сантехник Гена (Ярослав Федорчук), которого поездка за границу научила родину любить.
Когда: 11 сентября, 19:00
Где: Театр на левом берегу Днепра, Броварской проспект, 25
Старый советский анекдот. Два червяка, папа и сын, выползают из навозной кучи. Сын спрашивает: «Папа, папа, а что это наверху такое яркое и круглое?» Папа-червь: «Это солнышко, сынок». Сын: «Как красиво! Папа, а вокруг солнышка что такое огромное голубое?» Папа: «Это небо, сынок». Сын: «Как здорово! Пап, а внизу что такое зеленое пушистое?» Папа: «Сынок, это трава». Сын: «Пап, а если вокруг все такое прекрасное, почему мы в говне живем?» Папа: «Потому что это наша родина, сынок».
Таково краткое содержание «Лондона», теперь рассмотрим его поподробней. Спектакль премьерный, ему пять лет. Все в порядке, никаких противоречий: впервые пьеса Досько в постановке Арье и исполнении Федорчука была представлена в 2014 году во Львове в рамках проекта «Драма.UA». Потом «Лондон» поездил по фестивалям, его показывали в Черкассах, Херсоне, Харькове. Теперь он обосновался в Театре на левом берегу, новый директор которого Станислав Жирков активно продвигает современную драматургию, как отечественную, так и зарубежную.
Тут нужно оговориться: пьеса Досько не очень-то воспринимается как зарубежная. Если разница между Минском и Киевом с годами все более очевидна, то между пригородами двух столиц она не так уж велика. Среднестатистический сантехник «с Ракова» (Гена и сам посмеивается над тем, как это звучит) мало чем отличается от среднестатистического сантехника «с Фастова» или «с Василькова». Правда, есть нюанс: герой «Лондона» не вполне среднестатистический. Интересно, как львовский актер Федорчук выглядит в других ролях. Потому что в роли Гены он выглядит так, будто ничем другим, кроме сантехнических работ, в жизни не занимался.
«Не, ну а шо?», – как бы говорит Гена. И мы как бы не можем с ним не согласиться
Это натурально парень с Ракова. Вроде простой, как гаечный ключ у него в руке, но с тонкими душевными переживаниями, которые не всегда видны окружающим. Умелый и ответственный, вот только с говном возиться не любит, потому что оно, знаете ли, воняет, лучше иметь дело с водой – я его понимаю. Говорит гладко, но на эмоциях может загнуть цветастым матом. Когда то сильно бухал, отсидел год за пьяное воровство, теперь в завязке, после развода живет с родителями, по выходным гуляет с сыном, на досуге плетет поделки из соломы. Подал заявку на конкурс, а тут его – раз так! – и пригласили в Лондон.
На работе Гена, в отличие от своих коллег, пьет только чай. Вне работы тоже не употребляет
Дальнейший дискурс укладывается в анекдот про червячков. Истовая любовь к родине, которая прорезается в Гене во время поездки за рубеж, – явление двойственное. В Ракове ему хорошо, не потому что там и впрямь так уж хорошо, а потому что в Лондоне ему плохо. А в Лондоне ему плохо, не потому что там действительно плохо, а потому что Гена ин зэ кэпитал оф Грэйт Бритэн не пришей к трубе рукав. Да, кругом туристические красоты – Тауэр, Биг-Бен, Вестминстерское аббатство, Трафальгарская площадь, колесо обозрения. Но какое тебе до всего этого дело, когда ты сантехник с Ракова и, помимо соломоплетения, тебя, по большому счету, ничего не интересует?
«Лондон из зэ кэпитал оф Грэйт Бритэн», – старательно произносит Гена фразы из разговорника. Английского он не знает
В «Лондоне» много симпатичных штучек. Образ Гены на Федорчуке сидит как влитой. Выразителен реквизит, остроумно подобраны слайды. В украинскую речь забавно и уместно вкраплены в качестве цитат белорусские и русские фразочки. И все же главная фишка спектакля в том, что его пафосный финал, где Гена под песню «Приезжайте в Беларусь» признается во всепоглощающей любви к родине, имеет смысл прямо противоположный тому, который лежит на поверхности. Это история не о высоком патриотизме, а о том, что навозному червячку лучше всего живется в навозе, всякому сверчку свой шесток, а кулику – свое болото.
Вот только не дай вам бог подумать о Гене плохо. Кстати, лондонский конкурс выиграл именно он.
Фото: Анастасия Мантач