Прозаики и поэты развенчивают (или подтверждают) стереотипные взгляды на регионы Украины
Писатель-фантаст, автор более десяти книг, лауреат фестивалей «Интерпресскон» и «Звездный мост», популярный блогер, один из создателей игры «Брейн-ринг» Ян Валетов уверяет, что днепряне не первые, но и не вторые, что в Днепре многие улыбаются, потому что там красивые девушки, что днепровские понты входят в пятерку самых крутых понтов Украины и что Днепр – город со своим лицом, а кто не согласен, тот может получить по носу.
Любишь ли ты Днепр? Мне показалось, что многие днепровцы (так теперь правильно говорить?) его недолюбливают.
Пусть это и не самый красивый город на свете, но это мой родной город. Я тут вырос, с ним много для меня связано. Не знаю, что там говорят некоторые днепряне; что касается меня – люблю, конечно. Знаю, где и когда он красив, где и когда уродлив. Как, когда и в каком месте продемонстрировать гостям его лучшие стороны, а что никогда не показывать. И я не только о пейзажах и зданиях. Каждый город имеет характер, свое лицо, связанное с людьми, живущими в нем. Именно люди, а уж потом красивые дома, формируют впечатление о месте.
Днепр – город фабрик, заводов, банков, больших амбиций. Острова на реке, парки, каштановые аллеи – это приложение, а не его суть. Заводы, конечно, дымят, но убери заводы – и исчезнет стальной скелет Днепра, исчезнет кровь экономики, деньги, и город умрет, хотя станет красивее, чище и зеленее. Его строили как промышленное сердце страны, поэтому туристическим центром его сделать сложно. Но вполне реально сделать его центром индустрии и культуры.
Мог бы ты жить в каком-нибудь другом городе? Если да, он был бы похож на Днепр или наоборот, не похож?
Мог бы, конечно. Диапазон большой: от Нью-Йорка до португальской провинции. Вообще-то, мы с женой бродяги. Мир большой, необязательно приковывать себя к какому-то одному месту.
Как жители города отнеслись к его переименованию? Больше довольных или недовольных? Продолжают ли называть его по-старому?
Сложно обобщать. Кому-то не нравится, наверно. Мой круг общения воспринял нормально. Мы всегда в разговорах между собой называли Днепропетровск Днепром. Люди мне близкие восприняли переименование хорошо. С областью несколько сложнее. Мне это переименование кажется надуманным и искусственным, но я могу ошибаться.
Верно ли, что:
– жители Днепра считают себя самыми умными и лучше всех во всем разбирающимися?
Конечно. Все как один! Самые умные, самые компетентные, самые красивые и самые сексуальные! Мы круче всех! Мы же украинские гасконцы, помните? У нас даже самая последняя кляча круче соседского скакуна!
Чушь, конечно. У нас совершенно нормальное восприятие самих себя. Ироничное, во всяком случае. Мы умеем посмеиваться над собой, а не кичиться неизвестно чем, раздувая щеки. Единственное что: помните, мы не первые, но и не вторые. Это вам любой днепровский подтвердит.
– люди в Днепре очень улыбчивы?
Да. У нас улыбаются чаще, чем в других городах. Думаю, потому что девушки у нас красивые. С климатом и экологией не повезло, а девушки красивые. Вот и улыбаемся.
– днепровская мафия все время во власти: Брежнев, Кучма, Тимошенко. Вот и сейчас…
Думаю, это легкое преувеличение. Во власть мы отдали немало своих ярких земляков, но только в прошлом. Ведь Кравчук, Ющенко, Янукович, Порошенко, Гройсман – совсем не днепровские. Считайте что Зеленский – это наш ответный удар.
– в Днепре много евреев и очень мощная община, антисемиты называют его «Днепрожидовск»?
Еврейский центр у нас большой, а вот евреев стало гораздо меньше. Община действительно мощная, но «Днепрожидовск» это явное преувеличение. В Днепре больше ста национальностей. Армян много, азербайджанцев, дагестанцев, татар. Город толерантный, с большим опытом совместного проживания под одной крышей кого угодно. С традициями терпимости к чужим правам, вероисповеданию, взглядам.
– при этом здесь на вопрос отвечают вопросом даже те, кто вообще не евреи?
Точно отвечают? Вы уверены? J
– пешеходы и водители в Днепре так ненавидят друг друга, что первые плевать хотели на красный сигнал светофора, а вторые – на наличие зебры?
Пешеходы в Днепре не хуже, чем в Киеве, но хуже, чем в Кракове. Водители тоже. В каждом городе свой тип вождения, он зависит и от погоды, и от трафика и от темперамента, и от состояния дорог. Но коренных отличий днепровских пешеходов от всех других я не замечал.
– здесь любят отдыхать «по-богатому», свадьбы, корпоративы, юбилеи, выпускные вечера проводятся с таким размахом, будто в последний раз?
Вот что да, то да. Понты в Днепре входят в пятерку самых крутых понтов Украины. Киев – первый, тамошние понты самые-самые, это понты провинциалов, ставших жителями столицы. Потом идет Львов, его понты с выкрутасами, поскольку Львов не хуже Киева. Дальше Одесса, потому что Одесса без понта не бывает, ну и одесский понт – особый, понт Эвксинский, он пахнет морем, бычками и шиком. А уже потом идем мы. Наши понты весомы и обоснованы, но на первое место нам рано.
– в Днепре очень быстро ширятся модные веяния: здесь все одновременно наращивают ресницы, заводят бороду, надевают белые кроссовки, становятся вейперами?
Ничего не могу сказать. По-моему, как везде. Следуем за мировыми тенденциями моды, но немножко преувеличиваем. Провинциальность дает о себе знать.
– большинство жителей города не знает, что в 1796–1802 годах он назывался Новороссийском?
Большинство людей ничего не знают, ничего не хотят знать и не интересуются ничем, кроме дня сегодняшнего. Это о людях вообще, а не о моих земляках в частности.
– днепровцы мало интересуются своей историей, поэтому Днепр в отличие от Одессы или Львова – город без прошлого, город без своего мифа?
Это неправда. И легенды есть, и история, и краеведы прекрасные. Нет городов без мифов, есть люди без интересов. Днепр – город со своим лицом, а кто будет о нем говорить без должного уважения, рискует получить по носу. Мы ракетная столица, мы – город Блаватской, Галича, Янгеля. Мы замышлялись, как Южная Пальмира, а стали стальным сердцем Украины.
Мы город, который остановил ползучую интервенцию 2014-го. Мы город музыкантов и художников, инженеров и конструкторов. Мы – мультикультурный и толерантный город. Мы умеем и хамить, и защищать. У нас самая длинная в Европе набережная, самый старый долгострой в Украине, ставший фишкой пейзажа. А на Монастырском острове бывал сам Андрей Первозванный. Кто это сказал, что у нас нет мифов? Пусть покажется!