Соблазнение пасынков плохо кончается. Убежит ли Доктора от «Обезьян»? Альмодовар с Бандерасом заставили плакать. Немцы дали Золотого медведя за израильтянина, презирающего Израиль и обожающего Францию. На просмотре фильма Акина постарайтесь не сблевать.
Утренние показы Международного конкурса начались с крепкой психологической драмы датчанки Май Эль-Тухи Dronningen («Королева»); на английский это перевели как Queen of hearts («Дама червей»), после чего на русском и украинском она стала бессмысленной «Королевой сердец». Ладно, черт с ним с названием, главное, что кино хорошее. Сюжет фильма восходит к мифу о древнегреческой царице Федре, воспылавшей любовью к пасынку Ипполиту, только на месте Крита современная Дания, на месте Ипполита трудный подросток Густав, а на месте Федры успешный адвокат Анна, по иронии судьбы защищающая детей от насилия взрослых. Густав, конечно, тот еще типчик, невинной жертвой его не назвать, но степень его ответственности и вины несоизмерима с Анниной. Главное вот что: он честен, а она врет, причем страшно и бессовестно. Вангую и кассандрю: лента Эль-Тухи в Одессе без наград не останется.
Анна (Трине Дюрхольм) старше Густава (Густав Линд) почти втрое, но для ослепленной страстью женщины это не помеха
Не меньше шансов на какой-нибудь приз у «Моноса» Алехандро Ландеса, копродукции семи стран, список которых начинается с Колумбии. «Монос», то есть «Обезьяны», – отряд юных террористов, подчиняющийся некой Организации и ведущий подготовку к боям непонятно с кем и непонятно за что, но это и не важно, ибо война для шести юношей и двух девушек практически самоцель. Действие начинается в горах (это красиво), потом перемещается в джунгли (это еще красивей). Сюжетная интрига закручена вокруг пленницы «Моноса» американки Сары, которую они называют Докторой. Чтобы вырваться из обезьяньих лап, пленнице придется уподобиться врагам и научиться безжалостно убивать. На сеансе я подумал о «Повелителе мух», потом посмотрел статьи коллег и понял, что не один я такой умный: о сходстве ленты Ландеса с романом Голдинга написали многие.
Кадр из «Моноса»: восемь «обезьян» и их карлик-командир
В воскресенье показали второй главный хит внеконкурсной программы – «Боль и славу» Педро Альмодовара. Главную роль в картине сыграл пожилой Антонио Бандерас… Странно такое читать, да? Что поделать, главному мачо европейского кинематографа уже под шестьдесят, его герою Сальвадору, некогда знаменитому кинорежиссеру, где-то столько же, а вот физически и ментально он совсем старик с кучей болячек, творческим кризисом, тоской во взоре и свежеприобретенной наркозависимостью. «Боль и слава» разворачивается медленно, даже как-то скучно, а потом происходит одна кульминация (со старушкой мамой), вторая (с бывшим возлюбленным), третья (с находкой акварели, на которой Сальвадор изображен десятилетним) – и становится ясно, что Альмодовар снял свой самый тихий, глубоко личный и невозможно трогательный фильм. Пока это мое главное впечатление ОМКФ – не удивлюсь, если таковым оно останется до конца фестиваля.
Бандерас уже не мачо, но по-прежнему прекрасен
Долгожданные «Синонимы» Надава Лапида, награжденные Золотым медведем Берлинале, одновременно впечатлили и озадачили. Впечатлили своей мощной аллегоричностью: история Йоава, израильтянина-манкурта, ненавидящего родную страну, и приезжающего в Париж, чтобы стать настоящим французом, представляет собой притчу о скучной, вялой, лишенной страсти Западной Европе, которую хотят апгрейдить заезжие неофиты-пассионарии. Проблема в том, что израильский еврей, сколько бы он французских синонимов не изучил, все равно останется тем, кто он есть, и крайняя плоть у него на члене не отрастет. Озадачила лента Лапида легкими странностями, переходящими в экспансивную придурь. По своей эстетике «Синонимы» похожи на абсурдистские картины Анджея Жулавского, которые мне, увы, не близки.
Сыгравший в «Синонимах» роль Йоава (в центре) Том Мерсье, несмотря на фамилию, актер не французский, а израильский
Венцом самого насыщенного (для меня) фестивального дня стала «Золотая перчатка» Фатиха Акина, лента о Фрице Хонке, реальном маньяке из середины 1970-х. Жуткое, похожее на Гитлера, дегенеративное человекоподобное заманивает в свою кошмарную квартирку под крышей старых пьяных проституток, пытается их поиметь, а когда не получается (не получается никогда) с дикой жестокостью и одержимостью их убивает, расчленяет трупы и запихивает куски в кухонную нишу. Главная прелесть картины в том, что загримированный до неузнаваемости симпатяга Йонас Дасслер играет конченого урода, как физического, так и морального. При этом натурализм «Золотой перчатки» настолько омерзительный, что триеровский «Дом, который построил Джек» рядом с ней выглядит милой эстетской штучкой.
Роль урода Фрица Хонки в «Золотой перчатке» сыграл красавчик Йонас Дасслер
Программа фестиваля тут.
Расписание показов тут.