Похоронить сына любой ценой. Жил-был аргентинец, который хотел славы. Лоуч опять рассказал об ужасах капитализма. Бенюк перешел на русский. Манский сделал кино о том, как начиналась путинская мерзость.
Почему-то украинский фильм в полнометражном конкурсе «Молодости» – всегда ужас-ужас, а украинский фильм в Международном конкурсе ОМКФ – всегда твердая четверка. «Домой» Наримана Алиева, засветившийся в каннском «Особом взгляде», повествует о крымском татарине Мустафе, который вместе с младшим сыном везет на родину тело старшего, погибшего в Донбассе. На самом деле это картина не о войне, не о политике, не о социальных проблемах, а о горе, ставшем причиной одержимости, и об одержимости, превращающейся в безумие. Для жесткого, авторитарного, требующего строгого соблюдения традиций Мустафы мысль о необходимости похоронить сына в Крыму – разрушительная идея фикс. Ради ее воплощения он готов на все – вот это-то и есть самое страшное. Думаю, жюри отметит «Домой» как минимум дипломом.
Ливанско-американский тандем Рания Аттих / Дэниэл Гарсия сняли аргентинский фильм о плейбое Серхио, буэнос-айресском парне за пятьдесят, гедонисте, бонвиване, футбольном фане, любителе виски и марихуаны. Бывшем порноактере, а ныне статисте, играющем крошечные незаметные роли. Подверженном вспышкам неконтролируемого гнева милом человеке, который многих трахал, но никогда никого не любил – правда, чтобы это осознать, Серхио потребовалось совершить непредумышленное убийство. Снятые с обаятельным черным юмором «Инициалы С.Г.» напомнили «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани: при всей разнице между Грузией и Аргентиной, 1960-ми и 2010-ми, молодым парнем и зрелым дядькой, открытости одного героя и цинизме другого у этих двух фильмов немало общего. Держите еще одно пророчество: «Инициалы» – лента забавная, но призов она в Одессе не получит.
Кадр из фильма «Инициалы С.Г.». Если женщина приглашает мужчину в сауну, скорее всего, она хочет от него чего-то еще
Обычно фильмы Национального конкурса я, чтобы не расстраиваться, предпочитаю не смотреть, но поскольку украинское кино сейчас на подъеме, я решил подержать руку на его учащенном неровном пульсе и сходил на «Схидняка», дебютную картину Андрея Иванюка. Как и вчерашний «Домой» Алиева, это околовоенное роад-муви (тенденция, однако!), два его героя, бойцы АТО, колесят на старом «жигуле» по прифронтовым дорогам Донбасса, разговаривая о всяких важных и не очень важных вещах друг с другом и с прочими людьми. В заглавной роли – Богдан Бенюк, он играет мужика по кличке «Борода», местного русскоязычного добровольца, шутника, балагура, всеобщего любимца, этакую соль здешней земли. «Схидняк» – картина не слишком заметная, но ее есть за что похвалить: например, за то, что честности и подлинности в ней гораздо больше, чем фальши и пафоса.
Главные роли в фильме «Схидняк» сыграли Анатолий Максимчук и Богдан Бенюк
В секции «Фестиваль фестивалей» показали побывавшую в основном конкурсе Канна ленту 83-летнего Кена Лоуча, которая в оригинале называется Sorry We Missed You, по-украински «Вас не було на місці», а по-русски – «Извините, мы вас не застали». Продолжая работать в излюбленной манере капиталистического реализма, британский патриарх рассказал очередную историю об ужасах буржуазной действительности, о том, как конвейерная работа превращает людей в винтики, как сумасшедшая гонка за прибылью убивает человечность, как финансовые проблемы разрушают даже самые теплые семейные отношения. Хорошее кино, между прочим: посмотришь его и понимаешь, как же мы тут на самом деле неплохо живем.
Если в фильме Лоуча вы видите благополучную счастливую семью, не верьте глазам своим
Главным событием дня я бы назвал показ документального фильма «Свидетели Путина», на котором меня не было. Билеты на картину Виталия Манского расхватали еще в начале фестиваля, и это несмотря на то, что она давно уже есть в интернете, где я ее и посмотрел. В 2000-м Манский был личным хроникером Ельцина и Путина, имел, что называется, доступ к телу, снимал то, что было недоступно никому другому. 18 лет спустя покинувший Россию режиссер-оппозиционер смонтировал из старого видеоматериала фильм о приходе к власти в России хуйла, повернувшего историю вспять. Для нас это теперь прежде всего история о том, как в 2000-м была заложена мина, взорвавшаяся в 2014-м. Для Манского она своего рода покаяние: в финале он напрямую говорит, что свидетели Путина на самом деле оказались его соучастниками.
Ельцин с семьей радуются победе Путина на выборах 2000 года
Программа фестиваля тут
Расписание показов тут