Афган, Болливуд и Мавзолей. Веселая путаница от Квентина Дюпье. Праведница умерла, село исчезло с карт, добро поубивало зло. В Одессе есть не только кино, но и море.
Пятый день фестиваля для меня оказался разгрузочным – удалось посмотреть всего три фильма. Есть печальная вероятность, что разгрузочными окажутся и другие дни: на некоторых запланированных мной сеансах свободных мест уже нет. То есть новая фестивальная система бронирования билетов вроде правильная, а вроде и не очень.
В Международном конкурсе наконец-то обнаружился откровенно слабый фильм. Любопытно, что предыдущую ленту Шарбану Садат, живущей в Тегеране уроженки Афганистана, три года назад показывали в полнометражном конкурсе «Молодости», и там ее тогдашняя лента («Волки и овцы») тоже была хуже некуда. Нынешняя картина Садат, «Приют», рассказывающая о событиях конца 1980-х, создана по дневниковым запискам кабульского подростка. Ее героя, 15-летнего Кодрата, обожающего болливудские фильмы и представляющего себя их героем, помещают в приют, возят в московский пионерский лагерь, водят в мавзолей смотреть на труп Ленина. Драматургия «Приюта» совсем хроменькая, интрига почти отсутствует, а единственная очень уж наивная мораль картины состоит в том, что шурави были, в общем-то, хорошие, а моджахеды совсем плохие.
Где бы мы еще увидели советский пионерлагерь, как не в фильме про Афганистан
Зато второй конкурсный фильм дня, извините за каламбур, повеселил не на шутку. Новая лента мастера абсурдистской комедии Квентина Дюпье, автора «Шины, «Неверно» и «Реальности» (последнюю, кстати, тоже показывали на «Молодости», правда, не в конкурсе, а в качестве фильма закрытия), вышла чуть попроще и попопсовей предыдущих, но все равно хороша. Называется она «На посту», длится всего 74 минуты, и все это время придурковатый коп, которого играет звездный Бенуа Пульворд, ведет допрос чуть менее придурковатого дядьки, подозреваемого в убийстве. Дюпье презабавно поигрался с киношными и театральными условностями, шутки на эту тему у него получились самыми тонкими и синефильскими, вот только в том, что их по достоинству оценила публика, я не уверен. Да, комедии уже не раз брали в Одессе Гран-при, присуждаемый по результатам зрительского голосования, но Дюпье он, скорее всего, не светит
Бенуа Пульворд в ленте Квентина Дюпье «На посту»
В секции «Фестиваль фестивалей» показали «Бакурау», получивший Приз жюри в Канне. Действие фильма Жулиано Дорнеля и Клебера Мендонсы Фильо развивается в маленьком бразильском селе Бакурау, по-русски это означает «Козодои». После смерти старейшей местной праведницы 95-летней Кармелиты там начинает происходить непонятное: исчезает мобильная связь, село пропадает с гугловских карт, дороги оказываются заблокированными, в окрестностях жестоко убивают местных фермеров. То, что там творится на самом деле (охота на людей? – да ну бросьте!), сперва выглядит чем-то абсолютно невероятным, но потом… Знаете, если бы на экране появился титр «основано на реальных событиях», я бы не удивился. Из загадочного этнотриллера «Бакурау» мутирует в жесткую антиправительственную и антиамериканскую притчу с четким месседжем: вы нас суки, не трогайте, мы тут сами себе хозяева. Необычный и сильный фильм, один из самых запоминающихся на фестивале.
В «Бакурау» немало крови, но наши победят
Поскольку на скандального «Ванштейна» мне попасть не удалось, я с легкой душой (один раз можно) изменил кинематографу с Черным морем. Сообщаю: вода на пляжах Аркадии теплая, водорослей нет, жизнь прекрасна и удивительна. Продолжение следует.
Программа фестиваля тут
Расписание показов тут