Чем сардинцы от нормальных людей отличаются. Восток – дело тонкое, особенно китайский. «Дылда» и впрямь повыше многих. Лозница приглашает в сталинский ад. Напойте мне тигровых лилий.
После горячих фильмов начала фестиваля в Международном конкурсе пошли такие себе тепленькие. Фарсовая комедия «Человек, который купил Луну» Паоло Дзукки начинается с выразительного эпизода: водитель грузовичка на пустынном плато натыкается на осла и требует, чтобы тот уступил дорогу, хотя можно было бы тысячу раз преспокойно его объехать. Упрямство – одна из главных черт обитателей Сардинии, есть еще десятки других. Главный герой ленты о сардинском не то национальном, не то региональном характере – этакий джеймсбонд местного разлива. Сначала он должен научиться быть настоящим сардинцем, а потом найти соотечественника, который объявил себе владельцем Луны, ибо это чревато ужасными международными потрясениями. На самом деле первым свои права на лунные территории еще сорок лет назад заявил американец Дэннис Хоуп – именно его историей и вдохновился Дзукки. Пушкин писал, что поэзия должна быть глуповата, что уж говорить о кинокомедии… Впрочем, умные комедии тоже существуют, и мне они почему-то нравятся гораздо больше.
Кадр из фильма «Человек, который купил Луну»: один настоящий сардинец и пять еще более настоящих
Из Китая в Одессу привезли очередное странненькое китайское кино. По-украински его назвали «Шлях згоди», то есть «Путь согласия», по-английски оно – Uncle and House, то есть «Дядя и дом» (все правда, там есть и про дядю, и про дом), а что означает транскрипция латиницей оригинального названия He qun lu вы меня лучше не спрашивайте. В фильме Луо Ханьсина есть пацаны, вдыхающие дым из бумажных стаканчиков, трое молодых людей, организовавших коллекторскую компанию, фальшивомонетчики, печатающие сотки юаней на 3D-принтере, школьники, учащиеся в школе, и продавцы еды, продающие еду. С некоторой осторожностью можно сказать, что эта ироническо-лирическая картина рассказывает о загадочной китайской душе, которая непонятна западному миру. Что характерно, после «Пути согласия» она непонятна еще больше, чем до него.
Среди персонажей китайского «Пути согласия» есть три коллектора, три невеселых друга
На сардинском и китайском фильмах я немного подремал, а вот дальше было не до сна. В среду показали еще один фестивальный хит – нашумевшую «Дылду» Кантемира Балагова, получившую приз жюри за режиссуру и приз ФИПРЕССИ в каннском «Особом взгляде». О «Дылде» много и как-то чересчур категорично спорили; я бы предпочел снизить градус. Для меня это хорошее, сильное, берущее за душу кино и шагом назад по сравнению с дебютной балаговской «Теснотой» я бы его не назвал. Да, в «Дылде» есть некоторая речевая претенциозность и демонстративный эстетизм, но общей картины они не портят, это случай из разряда «так надо». О сюжете ни слова: на его поворотах зрителя начинает подбрасывать уже с первых минут и, что ни расскажи, получится спойлер. И да, главное: «Дылда» давно уже есть в сети, сморите, составляйте своей мнение, ругайтесь на здоровье с несогласными.
Заглавную роль в «Дылде» Кантемира Балагова сыграла фактурная Виктория Мирошниченко
Моим четвертым фильмом дня стал документальный «Процесс» Сергея Лозницы, снятый еще в далеком 1930-м. Звучит немного дико, но чистая правда: использовав архивные материалы, Лозница смонтировал ленту о первом показательном, от начала до конца срежиссированном сталинском судилище – печально знаменитом процессе Промпартии. Глядя на экран, я поймал себя на том, что в потоках бесконечной лжи, чудовищной казенщины и однообразных самооговоров пытаюсь уловить хоть толику искренности. Ее приметы едва обнаруживаются в жестах, в мимике, в интонациях, в том, как подсудимые утирают нос платком, поправляют очки и перебирают руками страницы своих покаянных речей. Можно себе представить, до какого состояния доводили этих людей, чтобы они сыграли свою роль в зале суда. Впрочем нет, лучше не представлять.
А это главный актер фильма «Процесс» – прокурор Андрей Вышинский
А еще поздно вечером в Зеленом театре показывали «Кабинет доктора Калигари» под музыку очаровательных пересмешников The Tiger Lillies. Я туда уже не попал, но, думаю, как это было, кто-нибудь из коллег мне обязательно напоет.
Программа фестиваля тут
Расписание показов тут