Арабы и евреи любят сериалы. Студентка киношколы любит героинового наркомана. Две молодые женщины XIX века любят друг друга. Потемкинская лестница любит Влада Троицкого и его питомцев.
Картина Самеха Зоаби «Тель-Авив в огне» сделана в манере «так не бывает, но смешно». Вряд ли стажеру-неумехе (это Салам) доверят писать сценарий популярного телесериала. Вряд ли начальник КПП (его зовут Асси) проявит наглое самоуправство и отберет у Салама паспорт, требуя, чтобы тот внес в сценарий правки, которые понравились бы Ассиевой жене. Вряд ли еврейские домохозяйки смотрят откровенно антиизраильское палестинское кино, только потому, что там ах как романтично. Один мой коллега предположил, что фильм Зоаби – главный претендент на Золотого Дюка – напомню, что его вручают по итогам зрительского голосования. Милая, непритязательная, чуть сентиментальная и определенно пацифистская комедия с приятным месседжем make love not war, за все хорошее против всего плохого, действительно имеет шансы на победу, хотя такими уж высокими я бы их не назвал. Отдельное спасибо переводчикам за фразу «Палестина понад усе!» – параллели получились неожиданные.
Араб Салам (Каис Насеф) и еврей Асси (Янив Битон) находят общий язык при помощи кино
После зрительского «Тель-Авива» показали совершенно не зрительский «Сувенир», автобиографическую картину 59-летней Джоанны Хогг о том, как в середине 1980-х юная киношница Джулия полюбила похожего на Стивена Фрая странного дядьку Энтони, сотрудника британского министерства иностранных дел, утонченного эстета и, как оказалось со временем, безнадежного торчка. Фильмы Хогг, дорвавшейся до экспериментального кино совсем недавно, когда подобные эксперименты давно уже стали общим местом, критики ценят гораздо выше, чем обычные зрители. Не знаю, как там с победой «Тель-Авива», а вот «Сувениру» самый низкий балл практически гарантирован, и хорошо, если он окажется не ниже «тройки». Хогг вполне могла бы читать лекции для молодых режиссеров на тему: «Как сделать ваш фильм максимально скучным, неинтересным, лишенным логики и интриги», правда, велика вероятность, что эти лекции были бы слишком скучными.
Дочь Тильды Суинтон Онор Суинтон-Бирн (Джулия) и непрофессиональный актер Нил Янг (Энтони) в экспериментальном фильме Джоанны Хогг «Сувенир»
Виньеткой секции «Фестиваль фестивалей» стал «Портрет молодой женщины в огне», принесший Селин Скьямма приз за лучший сценарий Канна. Из этой ленты можно узнать, что в 1770 году во Франции существовали женщины-художницы, что они уже тогда позволяли себя курить трубку, что в те времена из местных бретонских травок знахарки изготавливали наркотические мази, которые надлежало втирать в подмышки, еще вполне лохматые, а главное, что к тому времени особенно смелые девушки уже успели изобрести велосипед лесбийскую любовь. При всей своей расчетливой эпатажности и акцентированном эстетизме «Портрет» сделан с отменным вкусом, тонким чувством и зрелым мастерством. Вспомним, что восемь лет назад Скьямма, которую тогда по неведению называли Шьяммой, получила Золотого Дюка за «Сорванца», которого тогда для пущей ясности именовали «Девчонкой-сорванцом», и порадуемся за мудрую одесскую публику, принимающую иногда воистину провидческие решения.
Еще одна сладкая парочка: знатная дама Элоиз (Адель Энель) и художница Мариан (Ноэми Мерлан) из фильма «Портрет молодой женщины в огне»
Вечер пятницы напомнил, что ОМКФ это не только кино, но и всякие другие искусства. На установленной внизу Потемкинской лестницы четырехъярусной сцене состоялся грандиозный арт- перформанс Влада Троицкого «Ступени к…», в который вошли композиции из его предыдущих оперных постановок. Теперь из больших фестивальных шоу в программе осталась только торжественная церемония закрытия. Десятый Одесский международный вышел на финишный рывок.
Арт-перформанс Влада Троицкого «Ступени к…»
Программа фестиваля тут.
Расписание показов тут.