Хотели девочку, но мальчик не виноват. Закарпатская мама устраивает театр с цирком. Все сдались, кроме «Черкасс». Однажды овца поймала крест и стала волком. Грузины сделали хет-трик.
Последним фильмом Международного конкурса стал литовский «Тут был Саша» Эрнестаса Янкаускаса, лента о том, как бездетная пара решила взять в детдоме шестилетнюю девочку, а им подсунули двенадцатилетнего мальчика с препаршивым характером, сказали, погуляйте с ним до вечера, иначе девочки не получите. День, проведенный вместе, становится для героев фильма драматичным испытанием, которое изменит каждого. Из особенностей картины Янкаускаса более всего запоминается фабула: эпизоды в ней расставлены не линейно, настоящее чередуется с прошлым и будущем, как у того Тарантино. Интересно, что конкурсная программа началась психологической драмой («Королева сердец»), закончилась психологической драмой («Тут был Саша»), и триумфатором тоже стала психологическая драма, но другая; об этом в конце.
Кадр из фильма «Тут был Саша»: герои вроде бы вместе, но смотрят в разные стороны
В последний день фестиваля я посмотрел два фильма из Национального конкурса полного метра и ничуть об этом не пожалел. Первым был «Мои мысли тихие» Антонио Лукича, обаятельная драмеди о похожем на жюльверновского Паганеля долговязом парне, записывающем звуки птиц и животных, особенностях закарпатского регионального характера и местной экзальтированной мамочке, которую трудно не любить и невозможно вынести – эта роль принесла Ирме Витовской награду за лучшую актерскую работу Национального конкурса. Ленте Лукича достались призы зрительских симпатий и ФИПРЕССИ, которые в одни и те же руки попадают редко. Приятно, что «Мои мысли тихие» – картина не просто остроумная, но еще и с собственным лицом, а неровности драматургии можно списать на дебют и болезни роста.
Андрей Лидаговский (слева) за роль в ленте «Мои мысли тихие» был удостоен Специального упоминания жюри
Резким контрастом к «Тихим мыслям» стали «U311«Черкассы» Тимура Ященко, лента о единственном корабле ВМС Украины, отказавшемся после аннексии Крыма переходить на сторону России. Картина Ященко почти обошлась без непременных для такого рода фильмов элементов героизации и романтизации, зато в ней вдосталь грубой и неприглядной правды о том, что представлял собой украинский флот в марте 2014-го. «Черкассы» не врут и не фальшивят, что для отечественного военного фильма уже немалое достижение, но жюри этого аргумента оказалось недостаточно, и лента Ященко, к сожалению, осталась в Одессе без наград. Характерно, что массовый зритель увидит совсем другие «Черкассы»: прокатная версия фильма существенно отличается от режиссерской и, скорее всего, не в лучшую сторону.
Кадр из фильма «U311«Черкассы»
Фильмом закрытия стала картина с заковыристым названием «Бог существует, ее имя – Петруния» Теоны Стругар Митевски, и это опять-таки отличный выбор организаторов фестиваля. Героиня фильма, завоевавшего приз экуменического жюри Берлинале, 32-летняя одинокая безработная толстуха из глубокой северомакедонской жопы дыры. случайно затесавшись в толпу на традиционной религиозной церемонии, ловит в воде крест, который положено ловить только мужчинам. Возникший из-за этого скандал вскрывает язвы местного социума: сексизм, мужской шовинизм и религиозный догматизм по-прежнему остаются в нем нормой жизни. Петрунию пытаются сломить и церковь, и полиция, и разъяренная толпа, но тихая овечка уже превратилась в оскаленного волка и готова стоять на своем до победного конца.
Главную роль в картине «Бог существует, ее имя – Петруния» сыграла Зорица Нушева
Напоследок пара слов о лауреатах. Тройная победа «А потом мы танцевали» Левана Акина (Гран-при, призы за лучший фильм и за лучшую актерскую работу Левану Гелбахиани) – это, конечно круто, но как-то многовато, я бы предпочел видеть среди победителей еще и датскую «Королеву сердец». То, что второй Гран-при достался нашему «Домой», это, безусловно, здорово, но надо иметь в виду, что дополнительные полбалла картина Наримана Алиева получила от зрителей только за то, что она украинская. Наконец, особенно приятно, что лучшим режиссером назвали Алехандро Ландеса за ленту «Монос». Это значит, что ваш неосторожно записавшийся в ванги-кассандры обозреватель хоть что-то да угадал.