Покажите режиссера, который не хочет, чтобы его продукт финансово оценили зрители. И даже, если идейный художник никогда на публику в этом не признается, желание выйти хотя бы в «ноль» никуда не исчезнет. Тем более, если хочется заработать, а после вложиться в следующие проекты. Но реальность часто ставит крест на финансовом успехе авторской картины. Почему? Об этом в нашем материале.
Разделим понятия авторского и коммерческого кино, где разница проявляется в приоритетах, которым следуют создатели. Авторское кино, в первую очередь — выражение индивидуальности художника, и часто не преследует цели понравиться «всем и каждому». В то же время коммерческое кино оперирует категориями цифр, из-за чего максимальная универсальность и продвижение — основа коммерческого успеха кинопродукта.
СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ?
Доходы дистрибуции национальных фильмов на отечественном рынке сравнительно малые. Если верить нашим кинопродюсерам, то на внутреннем рынке Украины с удачного кинопроката можно собрать до 10-12 млн. грн. или 400 тыс. дол. Это значит, что бюджет коммерческого фильма должен составлять не более 200 тыс. дол. При этом закономерно, что внутренний рынок — не основной источник дохода для кинопродюсеров, ведь при удачном экспорте за рубеж можно собрать до 10 млн. дол. дохода, который превышает украинский рынок в 25 раз.
Национальные продюсеры также уходят с украинского рынка из-за пиратства внутри страны.
В 2017 году Business Software Alliance посчитал, что 80% креативной продукции в Украине распространяется нелегально, из-за чего Украина входит в топ-25 стран мира с самым высоким уровнем пиратства.
Неправомерный просмотр фильма напрямую уменьшает доходы продюсеров и сокращает кинопроизводство, но, согласно эмпирическим исследованиям, увеличивает экспорт фильмов. Это объясняется тем, что замещение внутренней дистрибуции экспортом происходит быстрее, чем падает отрасль в целом.
СКОЛЬКО НАДО ПОТРАТИТЬ?
Основные расходы связаны с производством и продвижением, и, как упоминалось выше, бюджет фильма для украинского рынка не должен превышать 5 млн. грн. или 200 тыс. дол., из-за чего национальные фильмы не могут равносильно конкурировать с западными кинопродуктами. При этом расход на маркетинг может быть равен или даже в разы превышать затраты на производство самого фильма.
Независимый автор радуется, если соберет финансирование хотя бы на производство картины, и в редких случаях задумается о ее продвижении.
Потому что продвижение и коммерческий успех — это зона ответственности продюсера.
Независимому автору тяжело конкурировать с кинопродюсерами, которые и сами прогорают, несмотря на поддержку спонсоров и государства. Из-за чего надеяться, что бизнес безвозмездно вложится в идейного художника, как минимум глупо, поэтому авторы чаще обращаются за поддержкой в Минкульт или Государственное агентство Украины по вопросам кино.
Бюджет Госкино на 2019 год предусматривает 521 млн. грн. расходов, из которых 508 млн. грн. направит на государственную поддержку кинематографа, чья сумма не изменилась с прошлого года. И, если следовать той же логике, то проспонсирует до 100 успешных украинских фильмов с бюджетов в 5 млн. грн. каждый. Но опыт прошлого года подсказывает, что этого не случится, так как с тем же уровнем финансирования целой сотни успешных украинских фильмов в 2018 не появилось.
ВЫВОД
В целом, независимым режиссерам остается только надеяться на гранты, госпомощь или собственные средства, чтобы покрыть хотя бы расходы на производство авторского кино. А после пытаться отправить фильм на кинофестивали, чтоб как-то стать услышанными и найти своего зрителя, но без ожиданий коммерческого успеха или выхода в «ноль». Как минимум в Украине.