Не надо, сука, материться! Премия Бабеля ищет молодые таланты. Одесскому международному стукнуло десять. Наримана дотянули до Левана. На львовский BookForum приедет Арундати Рой. Украинская «Атлантида» расширит венецианские «Горизонты». В Никите вместо Флоры водрузили Ленина.
Июль начался с курьеза: депутат Ольга Богомолец внесла в Верховную Раду проект закона «О противодействии сквернословию» с подзаголовком «о дематюкации языка». Понятно, что речь о языке украинском, поскольку на русском в целях его дискредитации материться можно и даже нужно. К сожалению для Богомолец, даже такая одиозная контора, как уходящая в небытие Верховная Рада VIII созыва, рассматривать ее законотворческие потуги не стала. Впрочем, отдадим должное высококультурной депутатке: ни над одним законопроектом страна так не ржала, как над этим.
Депутатка Ольга Богомолец
11 июля базирующаяся в Одессе международная Премия Бабеля, присуждаемая за лучшую короткую прозу на русском языке, назвала лауреатов третьего сезона. Обладателем главного приза стал 83-летний сценарист, художник, скульптор, театральный деятель и вообще замечательный человек Резо Габриадзе. Горе тем, кто в очередной раз посчитает, будто бабелевское жюри награждает каких-то там «своих» или «старичков», или «по совокупности заслуг». Думать так нет никаких оснований, поэтому, жалкие злопыхатели и хулители, постарайтесь думать как-нибудь иначе.
Резо Габриадзе — сценарист, художник, скульптор
Вообще в июле вся культурная жизнь перемещается в Одессу. Юбилейный десятый ОМКФ прошел с большим размахом и таким же большим успехом. Киноманам показали лауреатов Канна, Венеции и Берлина, продемонстрировали живую Катрин Денев, а еще, пока Европа подыхала от убийственной жары, в Одессе было 25-27 прелестных человеколюбивых градусов. Наверное, это нам такая компенсация за политические потрясения и экономические трудности. Как писал незабвенный Дмитрий Александрович Пригов, «вот и уравновесилось».Один из двух Гран-при Одесского международного достался украинскому фильму «Домой». Вообще-то лента режиссера Наримана Алиева набрала на две сотых балла меньше, чем другой лауреат, грузинско-шведский «А потом мы танцевали» Левана Акина, и столько же пунктов, что и «Тель-Авив в огне» Самеха Зоаби, однако соблазн впервые вручить главную награду фестиваля украинской картине оказался непреодолимым. Известное дело: если нельзя, но очень хочется, то можно. Тем более в Одессе.
Режиссёр Нариман Алиев
Пока жемчужина у моря упивалась синематографом, западная столица выложила свою козырную карту, и, что характерно, тоже даму. Одним из почетных гостей львовского BookForum`а, проходящей в середине сентября крупнейшей книжной ярмарки страны, станет знаменитая индийская писательница Арундати Рой, автор отмеченного Букеровской премией «Бога мелочей» и недавнего «Министерства наивысшего счастья», романа, который к ее приезду выйдет в украинском переводе. Рой на BookForum`е это приблизительно как Денев на ОМКФ; так что Львов – Одесса 1:1.
Индийская писательница Арундати Рой
И снова о кино. Еще одна приятная новость: «Атлантиду» Валентина Васяновича отобрали для участия в «Горизонтах», второй по значимости конкурсной программе Венецианского кинофестиваля. Пишут, что это фильм о будущей победе в войне с Россией, однако судить о кино по сюжету – дурное дело, и мы этим заниматься не станем. В любом случае, от Васяновича можно ждать чего-нибудь неординарного. Если помните, его предыдущий фильм «Уровень черного» был снят без единого слова, без сценария и с бюджетом 10 тысяч долларов. На десерт – немного пиздеца, куда более мерзкого, чем дематюкация. 26 июля на главной площади Никитского ботанического сада вместо скульптуры богини Флоры снова установили памятник так называемому В. И. Ленину, который убрали оттуда в 2012 году. История получилась в духе рубрики «Нарочно не придумаешь»: и в самом деле, более выразительный символ перемен, происходящих в оккупированном Россией Крыму, вообразить было бы сложно.
Режиссёр Валентин Васянович