3 августа в Closer состоялся первый сольный концерт Богдана Мороза “У меня в животе”, на котором были впервые представлены композиции из нового альбома “Микроспория”.
Этот концерт — краткая история о том, как перформативному артисту удалось отказаться от принципиальной медиумной неуловимости, оставив себе в итоге лишь музыку. Перформативность осталась, безусловно, но на уровне некой условности, иллюстрации, “бантика сбоку”.
Именно так смотрелось и сценическое оформление: шалаш-утроба, в котором находился центр управления звуком, (вот вам и “звуки, доносящиеся с живота”) и сам Богдан, разрисованный Ясей Хоменко цитатами из своих же песен. Это уже не привычное для Мороза создание медитативного пространства, вспомнить хотя бы его первый перформанс “вітер грає” из серии “незнание/непонимание” или даже “Пополем грядки очевидного поля”.
“У меня в животе” Богдана — ликующий украинский Фэд Гаджет, только не в перьях и без дрели. Разница между ними еще и в том, что, наряду с принципиально некоммерческой экспериментальной электроникой Гаджета, у Богдана активно набирает обороты намерение превратить свою музыку в явление куда более массовое, чем нишевый продукт томной публики Closer. И если, допустим, с композицией “У меня в животе огромный гельминт, подойди и скажи ему привет” это не сработает, то с “Я твоя идеальная женщина” и “Смерть на харьковском шоссе” получится, и легко представить, как они превратятся в легко тиражируемые синглы. Этому поспособствует тот факт, что большинство его текстов — это своеобразное монотонное повторение одной-двух фраз с последующими вокальными импровизациями. Некоторые из композиций, как, например, потрясающая работа “Мамо, на кого ти мене покинула”, выходят далеко за пределы вкусовщины условной “богемки с Рейтарской”.
Постепенно перформативнсть его выступлений прекратит быть целью, абстрактной точкой, утопической “второй реальностью”, а станет набором средств достижения нужного эффекта, а именно максимально полного донесения музыки, которая сейчас в его исполнении пребывает где-то между ранним индастриалом и сочной плотной электроникой. Это не значит, что музыка поглотит всю его практику хэппенингов, перформансов и разнообразных акций, она просто займет лидирующее место, подчинив себе все остальное. А мы только рады.