Культура в широком смысле убыточна, поэтому отказаться от господдержки нельзя. В апреле в интервью Yabl с директором киевского театра «Мизантроп» Дмитрием Саратским мы оговаривали как раз роль государства в этой сфере и пришли к тому, что она сводится к поддержанию экономически нерентабельных культурных отраслей. Почему это так, читайте ниже.
ПОЧЕМУ НУЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬ КУЛЬТУРУ?
В качестве примера подумайте о фундаментальных научных исследованиях, которые не приносят прямого дохода обществу. При этом их развитие улучшает человеческий капитал, который уже напрямую движет экономический рост вверх. Такая же история с культурой, ведь музеи, библиотеки, филармонии не могут самоокупиться. Поэтому они вынуждены существовать за счёт государственного финансирования. Но даже опера с очень дорогими билетами не является экономически рентабельной, потому что расходы на её работу дорастают до миллионов долларов.
Например, в миланский оперный Teatro alla Scala стоимость билета достигает 300 евро, но и этого не хватает, чтобы покрыть все расходы, из-за чего годовой бюджет театра составляет 120 миллионов евро. Точно так же с фильмами, ведь авторское кино не может существовать без государственной или меценатской помощи, о чём я уже рассказывал в прошлой статье.
Миланский оперный театр Teatro alla Scala
Музеи, библиотеки, филармонии не могут самоокупиться
Главная причина господдержки в том, что академическая культура — это не шоу-бизнес и не то, что может легко монетизироваться. Для примера, классическая музыка — не массовое потребление и требует прививания определённого вкуса. В то же время эмпирические исследования показывают, что государственная поддержка напрямую увеличивает производство и потребление культурных продуктов. Это влияет на благополучие каждого члена её общества, улучшает туристическую привлекательность страны, создаёт её положительный имидж, развивает культурный диалог, взаимопонимание и сотрудничество, при этом подавляя агрессию в обществе.
КАК ГОСУДАРСТВО ПОДДЕРЖИВАЕТ КУЛЬТУРУ?
Государственная финансовая поддержка культуры в креативной экономике, кроме содержания институции на балансе, выполняется либо в форме прямого финансирования (гранты и субсидии), либо предоставления налоговых льгот.
Гранты — это денежная или натуральная форма государственной поддержки в виде безвозмездной целевой помощи с последующим отчётом о её использовании. Важно заметить, что грант не обязывает его возвращать, если, конечно, он потрачен по целевому назначению. Главное отличие гранта от субсидии в том, что для получения субсидии её получатель изначально должен потратить определённую сумму, на которую после будет начислена субсидия.
Испанский экономист Хуан Прието-Родригес прогнозирует наибольший рост в потреблении именно продуктов киноиндустрии и театра.
Налоговые льготы стимулируют творческий бизнес к наращиванию культурного продукта. Ведь чем ниже налог, тем ниже себестоимость и тем больше смогут его создавать производители. К тому же экономические модели снижения НДС на креативные продукты предполагают потенциальный рост их потребления, причём испанский экономист Хуан Прието-Родригес прогнозирует наибольший рост в потреблении именно продуктов киноиндустрии и театра.
Хуан Прието-Родригес
При этом государство не только финансово поддерживает культурную отрасль, но и обеспечивает благоприятную среду для творческого бизнеса и защищает исключительные авторские права на творческий продукт. Тем самым привлекая инвесторов к развитию креативной отрасли в Украине без страха неправомерной потери вложенных инвестиций.
В этом году объем выдачи грантов на культуру вырос и на недавнем питчинге Госкино выдал финансирование 101 проекту. Хочется верить, что средства будут потрачены на стоящие продукты, которые будут иметь культурную ценность и позитивно продемонстрируют Украину миру. И, какие бы не были результаты, поддержка государством культуры необходима, ведь поддерживать её, увы, больше некому.