Прозаики и поэты развенчивают (или подтверждают) стереотипные взгляды на регионы Украины
Журналист, литературный критик, театральный обозреватель Yabl, ведущий проекта «Убийцы стереотипов» Юрий Володарский решил ответить за родной город собственными силами. Он согласен с тем, что коренных киевлян почти не существует, что бабушкины квартиры оказывают на жителей столицы дурное влияние и что главные достижения в искусстве людей, связанных с Киевом, принадлежат либо понаехавшим, либо поуехавшим.
Правда ли что:
– в Киеве все бабы – ведьмы.
Одна так точно. Даже две. Нет, пожалуй, три. Или семь. В общем, да.
– женщины в Киеве красивые.
Да, красивые. Но ведьмы же.
– Киев превращается в копию Москвы.
До Москвы Киеву, слава богу, далеко, но способностью влепить более-менее уродливый новострой посреди старинных кварталов исторического центра киевские архитекторы славятся уже давно.
– киевляне не ходят, а слоняются.
Я же говорю, до Москвы Киеву, слава богу, далеко.
– Киев тянет деньги со всех регионов страны.
Да хватит уже про Москву!
– киевлян не осталось. Все они при ближайшем рассмотрении оказываются понаехавшими.
Как ни странно, почти правда. Если посмотреть на мой круг общения, то уроженцев Киева в нем окажется от силы половина. Если эту половину хорошенько поскрести, то настоящих коренных – таких, чтобы в третьем поколении да еще и по большинству предков – не найдется вовсе.
– киевляне неприветливы, угрюмы, заносчивы.
Такие стереотипы обычно складываются после поездки в утренней маршрутке в час пик.
– город свой киевляне толком не знают, приезжие изучили его лучше.
Конечно. Потому что большую часть нынешнего Киева они же сами и построили.
– киевляне ленивы и расслаблены – а зачем напрягаться, если есть бабушкина квартира?
Это настолько правда, что даже смешно. Пока в моем распоряжении была квартира (пусть и не бабушкина, а родительская, не суть важно), я бил баклуши и околачивал груши. А когда ее пришлось продать, заделался культурным журналистом. Теперь вот стереотипы развенчиваю. Вроде получается.
– киевляне – снобы. И инфантильны одновременно.
Ага, а еще они не любят работать, потому что есть бабушкина квартира.
– киевляне до сих пор заказывают в кафе «двойную половинку».
Не слышал такого лет двадцать. По-моему, все давно привыкли, что двойная половинка превратилась в эспрессо. Хотя, наверное, есть еще такие снобы и инфантилы, которые упорно не изменяют старым привычкам.
– самые большие достижения осуществляются приезжими.
Или уехавшими. Крайне мало выдающихся деятелей искусства, таких, чтобы и родились в Киеве, и в нем же прославились – как Виктор Некрасов. Либо они сюда приезжали (Лысенко, Садовский, Саксаганский, Тычина, Домонтович, Остап Вишня, Костенко, Балаян, Скорик), либо отсюда уезжали (Малевич, Бердяев, Лифарь, Булгаков, Ахматова, Горовиц, Вертинский). Кстати, посмотрите, насколько красноречивы списки понаехавших и поуехавших. Балаян там какой-то лишний.
– киевляне любят докторскую колбасу и пиво «Оболонь».
А еще любительскую и водку «Хортица». А также детскую и вино «каберне». И, конечно, салями с текилой – кто же их не любит!
– киевский торт, котлета по-киевски и киевская перепичка очень приблизительно и неточно отражают гастрономические вкусы киевлян.
Однажды я ехал в купе поезда с тремя шведами. Они были страшно удивлены, что у нас существуют такие понятия, как «шведская семья», «шведский стол» и «шведская стенка». Первая у них называется датской, второй – закусочным, а про третью они, несмотря на мои сбивчивые англоязычные объяснения, вообще ничего не поняли. Кстати, если киевский торт я обожал с детства, то котлету по-киевски впервые попробовал лет в 16, а что такое киевская перепичка, толком не знаю до сих пор.
– киевляне читали не только «Мастера и Маргариту», но и «Белую гвардию».
Не сомневаюсь, что процент читавших «Белую гвардию» в Киеве выше, чем в Харькове, Одессе и Львове, не говоря уже о Казатине, Изюме и Бучаче. Также не сомневаюсь в том, что с годами он неуклонно снижается.
– в Одессе киевлянам скучно. Дома маленькие, бабы худенькие. То ли дело в Киеве.
Лично мне в Одессе очень весело. Дома маленькие, смешные, бабы худенькие, верткие. А когда еще и крафотовой водки наливают да цацу на закуску дают, то хоть на столах танцуй!
– всех киевских лузеров селят в резервации на Троещине.
Неправда, только половину. Остальных отправляют на Борщаговку и ДВРЗ.
– некоторые киевляне на выходные уезжают домой.
А некоторые так и остаются в Нью-Йорке, Чикаго и Торонто.
– киевляне очень любят свой город. Особенно издалека!
Издалека проще любить не только город – даже жену. Пожалуй, жену особенно.
– в Киеве прогрессивные идеи внедряют консервативными методами.
Меня гораздо больше беспокоит то, что консервативные идеи внедряют прогрессивными методами. Точнее – прогрессирующими, как тяжелое заболевание.
– киевляне не любят друг друга за то, что говорят на родных языках.
Это в основном не в жизни, а в фейсбуке.
– коренные киевляне говорят и по-русски, и по-украински, но исключительно редко можно услышать литературную норму этих языков.
Как мы уже выяснили, коренных киевлян практически не существует. Что до языков, то самым распространенным из них, как в Киеве, так и на большей части страны, является суржик, чистый, как сельский самогон.
– киевляне любят футбол и «Динамо» (К).
Черт возьми, а ведь именно так, «Динамо» (К), писали название нашей великой команды в советские времена – чтобы не путать ее со всякими там «Динамо» (М), «Динамо» (Тб) и «Динамо» (Мн). Еще в первой лиге тогда играло загадочное «Динамо» (Бр), и мне все представлялось, что «Бр» – это Бразилия, хотя на самом деле это был Брянск.
– киевляне со времен Лобановского предпочитают длинный пас короткому, но иногда сбиваются на безадресные забросы в штрафную.
Вот зачем по больному-то?
– в Киеве начинают работать поздно, а заканчивают рано. Можно решать вопросы с 11 до 13 и с 15 до 16.
Скажете тоже. До 17 можно вполне.
– в Киеве самые красивые билетики в наземном транспорте.
Здобули!