Думаю, многие читатели Yabl считают себя театралами. Но настолько ли важны для театрального рынка заядлые зрители? Едва ли, ведь зрителей, которые ходят в театр пару раз в год в два раза больше, чем тех, кто регулярно посещают премьеры. А всё потому, что театр — такая же услуга проведения досуга, как кино, поход в кафе или мобильная игра. И это надо принять и смириться, что в театре нет ничего сакрального.
Для оценки спроса на рынке театральных услуг в восточной Европе принято использовать уровень в 10% от населения. Без понятия, на чём основана эта цифра, так как никаких маркетинговых исследований в сети нет, но «10%» в театральном менеджменте используют до сих пор. Другими словами, если верить этой цифре, то только один человек из десяти интересуется и хотя бы раз в год посещает театр. Но это лишь теория.
К сожалению, эмпирических данных по украинским театральным зрителям нет, но благо, что есть исследование Марко Гамбаро (2017), который анализирует данные итальянского опроса Istat в 50,000 наблюдений. Этот исследователь из Государственного университета Милана обнаружил, что только 16% итальянцев хотя бы раз в год посещают театр, при этом посещающие театр более семи раз покупают 26% билетов, когда 52% билетов — зрителями, кто за год ходит в театр не чаще трёх раз.
Чтобы объяснить, почему это контринтуитивно, возьмём другую отрасль, например, рынок мобильных приложений. Согласно аналитическим платформам из всех пользователей только 40% тратится на мобильные игры, при этом больше 50% дохода издателям приносят аж 0.15% клиентов. Да, 0.15% клиентов приносят половину выручки. Таких пользователей условно называют «китами». «Киты» покупают в мобильной игре все возможности, все улучшайзеры, да всё, что только можно купить. Поэтому издатели мобильных игр сосредоточены исключительно на «китах», т.е. на очень маленькую аудиторию, чьи потребности и удовлетворяют. А всё потому, что «киты» — доходообразующие клиенты, так что и контент добавляют такой, чтобы те не заскучали и не ушли к другим издателям.
С театром… это так не работает. Для театра доходообразующей аудиторией является случайный зритель, который не знает ни имён актёров, ни имени режиссёра, ни историю предыдущих постановок, да и ходит в театр лишь, чтоб «окультуриться». Поэтому рациональная стратегия для театрального менеджмента — делать антрепризные спектакли для невзыскательной аудитории. Конечно, в качестве привлечения внимания художественный руководитель использует громкие имена и яркие названия, но лишь только для того, чтобы театральная афиша лучше продавала билеты.
Можно сослаться, что итальянские данные не будут работать для Украины, но сомневаюсь, что в цифрах увидим большое различие. По крайней мере, если кто-то проведёт подобный опрос с репрезентативной выборкой, то буду рад поучаствовать в таком исследовании. Тогда-то мы и узнаем правду и о 10%, и о составе украинского зрителя. В любом случае, снобы оказались в меньшинстве. Впрочем, как и всегда.