Перформанс в Украине, в отличии от обстоятельных попыток написать его историю, был. Львов, Одесса, Киев, Паркомуна, РЭП, Soska, Фонд Мазоха, Гогольfest, сотни точек культурного взрыва и смелых жестов. Мы попытаемся собрать 5 главных событий украинского перформанса, каждое из которых — часть нашей культурной памяти даже больше, чем мы об этом догадываемся.
Здравствуйте, я бесконечность. Я — Фрипулья.
Этими словами в 1988 году киевскую публику приветствовала одна из главных легенд украинского перформанса — Федор Тетяныч. Несуразный костюм, плащ с серебряными вставками, шляпа, цилиндр на веревочке, полиэтиленовая пленка, дикие, немного даже птичьи выкрики — все это было чистым эпатажем, но помимо этого еще и критикой Союза художников, которая даже сейчас актуальна. Как может в художественной институции существовать секции графики, скульптуры, живописи, монументального искусства и искусствоведения, не учитывая необходимость секций перформанса и инсталляций? Ответ из 2019: Фрипулья, может, в Украине еще и не такое возможно.
Группа "Фонд Мазоха" (Роман Виктюк, Игорь Подольчак, Игорь Дюрич) всегда была предельно точной в выражении общественных комплексов. В 90-ых это было более чем на повестке времени. Представьте себе Леонида Кравчука на электрической плите в баночке, портрет учтивой позы которого которого медленно проступает через тающее в стеклянном сосуде сало на лужайке возле Художественного музея. И, кстати, творчество этой группы не без оснований называют самым последовательным украинским воплощением традиций европейского акционизма.
"Вывих" — фестиваль “альтернативной музыки и нетрадиционных жанров искусства”, в 1990 году пережил свой локальный опыт возникновения самостоятельного государства Украина. Считайте, что впервые вы объявили о своей независимости именно через перформанс, когда художники Кауфман и Костирок на стадионе “Юность” упрямо и терпеливо закрашивали красную часть советского флага Украины желтым цветом.
“Революционное экспериментальное пространство” — объединение таких художников как Никита Кадан, Ксения Гнилицкая, Лада Наокнечная, Жанна Кадырова, Владимир Кузнецов, которое возникло после Революции 2004 года. Из самой громкой акцией были “Поминки”, во время которых группа художников, накрыв стол в вагоне метро едой и выпивкой, проехалась через весь город — от станции “Лесная” до “Академгородка”. Учитывая, что поминки — это наше перманентное культурное состояние, эта акция была сверхточной фиксацией своего времени.
Уте Кильтер — “одесская мама” украинского современного искусства. Перформер, танцовщица и арт-критик, она первой начала делать телепередачу о современном искусстве на украинском телевидении “Ситуация Уте”. Перформанс “Колено” был визуализацией реальной операции на колене Уте вместе с медицинскими хрониками времён Первой мировой войны и Первой республики Украины. Танцоры-инвалиды на колясках, “жизнь на согнутых ногах”, дикие, даже отчаянные движения между историческими хрониками и реальными травмами человека: в работе Уте история представилась как огромный телесный шар боли.