Первой премьерой сезона в Театре им. Ивана Франко стал спектакль не новый, а старый. И не просто старый, а один из самых знаменитых франковских спектаклей рубежа столетий. Постановка «Тевье-Тевель» по пьесе Григория Горина, написанной по мотивам рассказов Шолом-Алейхема, появилась еще в 1989-м, и более двадцати лет молочника Тевье из Анатовки играл Богдан Ступка. В новой версии спектакля, которая мало чем отличается от старой, главная роль перешла к тезке покойного мэтра – Богдану Бенюку.
Когда: 11 сентября, 19:00
Где: Театр им. Ивана Франко (пл. Ивана Франко, 3)
Изменения действительно минимальные. Например, поменялось название: постановка 2019 года – видимо, чтобы легче было отличать ее от постановки 1989-го – называется, как и у Горина, «Поминальная молитва». Ясное дело, что в спектакле теперь заняты преимущественно другие актеры, хотя некоторые исполнители остались на прежних местах: в роли мясника Лейзера снова выступает Василий Мазур, а в роли Степана – Евгений Шах. Любопытно, что Бенюк тоже был задействован в старой постановке. Тридцать лет назад он играл портняжку Мотла, а теперь дослужился до роли Тевье.
Голда (Полина Лазова) кормит Менахема (Анатолий Гнатюк) чем бог послал
В качестве режиссеров спектакля значатся все те же Дмитрий Чирипюк и Сергей Данченко, первый – ныне здравствующий, второй уже 18 лет как покойный. Осталась прежней и замечательная музыка Михаила Глуза, и зажигательные танцы, поставленные Борисом Каменьковичем, и минималистическая сценография Даниила Лидера. Когда необходимо, на сцене появляются телега с воображаемой лошадью, столик со стульями, буфет с нехитрой утварью, кровать, в которой лежит больная жена Тевье Голда. Еще есть спускающаяся с потолка треугольная конструкция, которая, в зависимости от угла наклона, выполняет функции то крыши, то стены, то свадебного стола.
В «Поминальной молитве» танцуют так же весело, как в «Тевье-Тевеле»
В остальном пространство пустое – только ряд свечей на авансцене да звездное небо на заднике. Такое решение подчеркивает и трагическую неприкаянность народа-изгнанника, и сопряженность повседневной рутины с высокими материями. Не зря Тевье-Тевель при всяком удобном случае цитирует Тору, а когда припечет, затевает разговоры с Богом – типично иудейские, больше похожие на жаркие споры. И вообще, в жизни правоверного еврея между земным и горним расстояние минимальное – приблизительно в одну молитву.
Главная интрига нового-старого спектакля была очевидна: как сыграет Бенюк? Поговаривали, что, мол, не нужно сравнивать двух Богданов. Например, потому, что Ступка гений, чего уж там, но заслуг Бенюка это нисколько не умаляет. Или потому, что у каждого свои достоинства, и давайте их рассматривать независимо друг от друга. Да, возможно, сравнивать не стоит, но штука в том, что не сравнивать невозможно. Сидишь, просматриваешь запись 2005 года, вспоминаешь то, что видел вчера, и сравниваешь, сравниваешь, сравниваешь.
Богдан Бенюк в роли Тевье не менее убедителен, чем Богдан Ступка
Самые очевидные различия – в плане фактуры. Ступка был гораздо выше ростом, его Тевье держался свободней и уверенней – хотя бы из-за того, что смотрел на большинство собеседников сверху вниз. Бенюку обычно приходится смотреть снизу вверх, и это, как ни крути, имеет значение. В ступкинском Тевье больше твердости, Бенюковский мягче, смешливей, суетливей. Можно все это свести к одному слову: прежний Тевье был мужик, нынешний – скорее мужичок.
Сходств, однако, куда больше, чем различий. Общий рисунок роли новый исполнитель аккуратно сохранил – вплоть до забавных мелочей. Выпивая с мясником Лейзером, Тевье-Бенюк точно так же хлопает себя по губам, издавая звук выбиваемой из горлышка пробки, как это делал Тевье-Ступка. И самые эффектные хохмы Богдан II выдает с таким же успехом, как и Богдан I: были сцены, в которых зал взрывался аплодисментами буквально после каждой второй реплики.
Из других актеров нельзя не отметить нежно мной любимого Виталия Ажнова. В роли Мотла Ажнов смотрелся так органично, словно он по маме еврей, а по папе портной. Все интонации, жесты и мимические движения попадали в десятку; в том диалоге Мотла с Тевье, где он от всей души дарит будущему тестю худший в мире пиджак, Ажнову аплодировали даже больше, чем Бенюку.
Самая яркая роль второго плана – у Виталия Ажнова (Мотл)
Похоже, нынешнюю политику Театра им. Франко можно определить как многовекторную. Пока на Камерной сцене в полный рост экспериментируют молодые, на Основную возвращается легендарный спектакль недалекого прошлого. Рискну предположить, что «Поминальная молитва» будет собирать сплошные аншлаги. По крайней мере, на прогоне свободных мест в зале практически не было.