Вслед за Станиславом Жирковым в Театр на левом берегу перебрались «Сталкеры», спектакль, поставленный им еще четыре года назад, заслуживший неслабую популярность и обросший солидными регалиями. Чуть было не ставшая причиной международного скандала баба Прися в исполнении Ирмы Витовской снова обосновалась в постоянном театральном репертуаре.
Когда: 13 октября, 19:00
Где: Театр на левом берегу Днепра, Броварской проспект, 25
Жирков поставил «Сталкеров» по пьесе Павла Арье «В начале и в конце времен» в 2015-м, на сцене Молодого театра в коллаборации с родными «Золотыми воротами». Спектакль взял Гран-при фестиваля «Мельпомена Таврии», получил «Киевскую пектораль» в качестве лучшей камерной постановки, Ирме Витовской и там, и там достались призы за лучшую женскую роль. В 2018-м по мотивам пьесы Арье Владимир Тихий снял ленту «Брама» с теми же Витовской и Виталиной Библив, после чего к наградам исполнительницы роли бабы Приси добавилась еще и «Золотая дзыга».
В нынешнем году вышел американско-британский «Чернобыль». Арье посмотрел тамошний эпизод со старухой в зоне отчуждения и заподозрил авторов телесериала в плагиате. Вскоре оказалось, что сценарист «Чернобыля» пьесу Арье не читал, спектакль Жиркова не смотрел, а о фильме Тихого слыхом не слыхивал. В зоне все старухи приблизительно одинаковые, архетипические, так что никакого плагиата не было и помине. Тем не менее, призрак скандала пошел «Сталкерам» только на пользу.
Участковый (Алексей Нагрудный) вступает в непринужденную беседу со Славой (Виталина Библив)
В общем, что я хочу сказать. «Сталкеры» – спектакль знаменитый, свою тройную порцию восторгов и бурных продолжительных аплодисментов, переходящих в овации, он уже заслужил. О том, как прекрасна Витовская в образе 86-летней бабы Приси, а Библив в роли ее дочери Славы, какие актуальные темы подняла работа Жиркова, на какие болевые точки украинского социума она воздействовала, уже сказано предостаточно. Я же немного побрюзжу и скажу о том, что мне в «Сталкерах» не понравилось.
Есть люди, которых игра Витовской в «Сталкерах» не устраивает в принципе. Я к таким никоим образом не отношусь, и все же у меня есть одно маленькое противное «но». Баба Прися появляется на сцене согнутая пополам, шаркающая, кашляющая, с трясущейся рукой. Как следует «дав старуху», в последующих сценах Витовская без проблем разгибается, прекращает кашлять, перестает трястись и порхает по сцене как веселая бабочка. Понятно, что театр – искусство условное, и все же есть грань подлинности, за которой, как говорил этот ваш Станиславский, начинается «не верю».
Покурив травки, баба Прися (Ирма Витовская) удивляется, как она, такая маленькая, родила такую большую дочь
Жанр спектакля обозначен как «специфическая комедия». На самом деле это, конечно же, чистой воды трагикомедия, причем комическое, как положено, преобладает в первом действии, а трагическое во втором. И, как это часто бывает в нашем театре, для демонстрации глубоких душевных переживаний всякий раз применяется одно и то же сильнодействующее средство: крик. Во втором отделении «Сталкеров» все орут много и надрывно, и только раненый Вовчик тихо лежит в корыте, помирает. Его одного, безмолвного, и жалко.
Вовчику (Владислав Писаренко) уже 28, но он дурачок и, по мнению матери, должен ходить в детской шапочке, а дрочить не должен
Впрочем, крик – далеко не единственный способ воздействия на публику. Главный комедийный козырь «Сталкеров» – брутальный народный юмор, в том числе, телесный, причем как вербальный, так и жестовый. Славу хватает за сиськи не только Участковый, но и баба Прися, разве что сын-дурачок не осмеливается. Мамаша запрещает Вовчику «дергать писюна», и тот, хихикая, сует ей в нос выпачканную известно чем руку. Со сцены звучит колоритный, пересыпанный матом суржик – этот прием всегда работает безотказно. Так, это я еще брюзжу или уже пою хвалы?
Взаимоотношения в семье Чумаков душевные, но сложные
Кстати, о мате. После очередного соленого словца какой-то дядечка рявкнул с балкона что-то гневное – мол, вы тут матюками позорите украинскую нацию и как можно произносить такое в академическом театре. Интересно было бы узнать, считает ли дядечка, что в театре, не имеющем звания академического, актерам материться разрешено. Однако в антракте блюститель морали покинул храм искусства со словами: «Совсем, е*ена мать, о*уели!». Ну, или какими-то похожими, я точно не расслышал.