Малый драматический театр, возглавляемый самым молодым худруком столицы Дмитрием Весельским, заточен на эксперименты. Очередной его необычной работой стали «Невтишимі», совместный проект с Музеем шестидесятничества, который помещается в том же здании, что и театр, только этажом ниже.
Когда: 29 сентября, 19:00
Где: Малый драматический театр (ул. Гончара, 33)
Постановки в Малом нынче непростые, со всякими придумками. То там возьмут да и отправят зрителей на террасу, а актеров – на ее парапет, как в Force Play. То на весь спектакль погрузят зал в сплошную темноту, как в «Точке зрения». То начнут с получаса повторяющихся действий без единого слова, как в Android. Теперь в репертуаре Малого появилось еще одно неординарное представление, для которого привычные определения не подходят.
В первом акте зритель словно попадает на заседание кружка юных любителей поэзии
На сайте театра «Невтишимі» названы «перформансом-коллажем» и «необычным путешествием в машине времени». В информации PR-службы присутствовало слово «променад». Перед спектаклем его режиссер, все тот же Дмитрий Весельский, предупредил публику словами «Це не вистава», которые неизбежно напомнили знаменитую картину Рене Магритта «Вероломство образов» – там, как вы помните, изображена трубка с подписью «Это не трубка». Дескать, имейте в виду, трубка на холсте – не настоящая трубка, а всего лишь ее изображение.
«Невтишимі» состоят из трех частей, которые так и хочется назвать по старинке актами. Первые два акта происходят в двух разных комнатах музея, третий – на упомянутой выше террасе. Столь короткие перемещения между локациями на променад явно не тянут. Присутствие «Невтишимих» в театральном репертуаре, наличие ролевых сцен, отсутствие концептуальности и минимальная иммерсивность относить действо Весельского к перформансу тоже не позволяет.
Во втором акте театра больше, чем в остальных
Наконец, коллаж – это соединение разнородных элементов, а материал, с которым работают актеры «Невтишимих», все-таки вполне однороден. Вербальный источник спектакля – стихотворения украинских поэтов от 1960-х до наших дней. В первом акте каждый текст инсценирован. Во втором стихи вплетены в единое костюмированное музыкально-хореографическое действо. С третьим, в котором звучат сочинения современных авторов, решили не заморачиваться – там просто читают стихи под гитарные переборы.
Возникает вопрос: а зачем, собственно, было переносить действие первых двух актов в музей, а третьего – на террасу? Наверное, затем, что в первом зале есть старый радиоприемник (он якобы что-то там передает), пианино (на нем немножко играют) и телефон (он один раз звонит). Во втором, правда, ничего такого нет, но там и не надо, музыку в нем делает гитара. Ну а третий устроили на террасе, потому что там свежий воздух; зимой, наверное, будет под крышей. Почему вообще музей? Ну, хотя бы потому, что он там есть и далеко ходить не надо.
В третьем отделении поэзия полностью вытесняет драматургию
В общем, это спектакль, но не спектакль, променад, но не променад, перформанс-коллаж, но не совсем перформанс и не очень-то коллаж. О какой-то единой идее представления тоже говорить трудно. По словам Весельского, искать связей между выбранными текстами не стоит – их там нет. Правда, во втором отделении, где звучит гражданская лирика, в частности, стихи Василия Стуса, отчетливо просматривается нечто национально-освободительно-героическо-сопротивленческое. Это единственный акт, где действо если и не важнее текста, то хотя бы коммуницирует с ним на равных.
Облик актера Юрия Шульгана напоминает о нескончаемой национально-освободительной борьбе
Отдадим должное стараниям Малого драматического, театра, который находится в постоянном поиске. И все же, если вы хотите освежить в памяти украинскую поэзию последних пятидесяти с лишним лет, есть способы более надежные, чем просмотр «Невтишимих». Можно взять с полки соответствующие томики – у кого они есть. Можно сходить в библиотеку – они все еще существуют. А можно просто порыться в интернете – это сейчас действительно проще всего.