Театр на Липках подтверждает репутацию заведения разностороннего, гораздого на сюрпризы. Последней его премьерой стал спектакль «Кураж», созданный по мотивам, как нетрудно догадаться, знаменитой пьесы Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Постановку Алексея Скляренко презентуют как «своеобразную сенсацию», и для этого есть основания. «Кураж» – пластическая драма; история несгибаемой ушлой маркитантки XVII века, кормившейся благодаря войне и потерявшей из-за нее всех своих детей, рассказана в спектакле исключительно средствами танца и пантомимы.
Когда: 27 ноября, 19:00
Где: Театр на Липках (ул. Липская, 15/17)
У постановки Скляренко долгая и непростая история. Началась она еще шесть лет назад: первая версия «Кураж» была студенческой дипломной работой. Спектакль играли с разными актерами на разных площадках, и лишь с июня нынешнего года он получил постоянную прописку в Театре на Липках. При этом ни авторы спектакля, ни добрая половина исполнителей резидентами театра не являются – для этого проекта Скляренко собрал актеров из семи киевских театров.
В роли Кураж – актриса Театра им. Франко Лариса Руснак. Роль Повара исполнил сам режиссер спектакля – Алексей Скляренко
От Брехта в спектакле остались ключевые персонажи, основная сюжетная линия и ярко выраженный антивоенный пафос. При этом все действующие лица словно уподобились Катрин, младшей дочери Мамаши Кураж – она, как вы помните, девушка немая. На протяжении двух часов действия со сцены не доносится ни единого слова – там разве что тихонько постанывают да гремят минималистическим реквизитом. Площадку авторы спектакля решили не загромождать: роли разнообразных материальных объектов достались одному-единственному деревянному столу.
Дочь Кураж Катрин (Дарья Кривошей) не говорит ни слова не только у Скляренко, но и у Брехта
Слова раздаются только из динамиков. В музыкальном сопровождении использованы немецкие строевые песни, русский «Марш» из раннего абсурдистского альбома «Аквариума» «Треугольник», западенский фолк из репертуара Марьяны Садовской и композиции группы Ot Vinta. Добавьте к этому странному сочетанию немного Малера, и оно станет еще более странным. Впрочем, основной саундтрек спектакля не заимствованный, а оригинальный. Музыка Андрея Шустя так тщательно и точно подогнана к хореографии, что поневоле задаешься вопросом, что было раньше, курица или яйцо движения приспосабливали к звуку или звук к движению.
Перед походом на «Кураж» обязательно перечитайте Брехта. Иначе вы рискуете попасть в положение тетушек с соседнего с моим ряда, постоянно переспрашивавших друг друга: «А хто это такая?», «А шо это он сделал?», «А нашо это они туда полезли?» Все-таки не мешает помнить, почему один из сыновей Мамаши Кураж все время подносит два пальца к виску, зачем другой таскается с набитой деньгами шкатулкой, отчего дочь карабкается на стену и как так получается, что все трое в конце концов отправляются на тот свет.
Самая гротескная пара спектакля – малыш Полковник (Владислав Писаренко) и эффектная Иветта (Марина Веремийчук)
Впрочем, можно и не перечитывать. И так понятно, что кругом война без конца и без края, маркитантка ищет, как выгодней продать, шлюха прикидывает, кому выгодней отдаться, солдаты маршируют и гибнут, бабы полощут белье и плачут; жалко людей, особенно всех. Кстати, единственным эпизодом, сорвавшим аплодисменты зала, стал сугубо трагический – когда Мамаша Кураж под душераздирающую Садовскую оплакивает одного из своих сыновей. Не берусь сказать, от чего публика расчувствовалась больше, от происходящего на сцене или от жалостной песни.
О «Кураж» вообще трудно судить – очень уж этот спектакль выбивается из общего ряда, да и критерии предполагаемого суждения не вполне очевидны. Насколько хороша хореография как таковая? Вроде бы вполне на уровне, но правильный ответ на этот вопрос дадут только специалисты. Смог ли Скляренко перевести Брехта на язык танца? Пожалуй, смог, но не без потерь: впрочем, вполне ожидаемых. Получился ли спектакль в целом? Безусловно, да: у него есть свое лицо, не похожее ни на какое другое, и это хорошо.
Особая роль в постановке принадлежит женщине со смычком, именованной в афише Голосом (Дарья Барихашвили) – это персонификация то ли смерти, то ли войны
Напоследок три цитаты из пьесы. В спектакле их, понятное дело, нет, но его суть они передают очень точно. «Вы не убедите меня, что война – это дерьмо. Верно, она уничтожает слабых, но они и в мирное время погибают. Зато своих людей она кормит лучше». «Во время войны ты можешь испражняться с таким же успехом, как в самое спокойное мирное время», «Кураж – вот что нужно бедным людям. Иначе их дело пропащее. Для того чтобы в их положении вставать по утрам, уже нужна смелость».
Фото Анастасии Мантач