Стас Жирков все-таки замечательный менеджер. Очередной его удачный ход в Театре на левом берегу – спектакль «Альбатросы», созданный, как гласит анонс, для «золотого» актерского состава. Основная часть 160-минутной постановки выглядит не по-жирковски академично, но тем примечательней небольшой эпизод, где режиссер позволяет себе немного похулиганить. Молодой худрук убил «Альбатросами» сразу двух зайцев: он одновременно потрафил корифеям и напомнил о том, что Театр на левом уже не тот, что был раньше.
Когда: 2 ноября, 15:00
Где: Театр на левом берегу Днепра, Броварской проспект, 25
Возглавив левобережцев, Жирков повел себя аккуратно и деликатно. Обошелся без резких движений, без слишком уж радикальных перемен. Отвел для экспериментов, в том числе собственных, дневное время и Малую сцену. Привлекая к работе молодых режиссеров и актеров, не стал забывать о старшем поколении. «Альбатросы», спектакль по пьесе «Из жизни ископаемых» современного американского драматурга Фредерика Строппеля, созданы специально для народных и заслуженных артистов. Благо в Театре на левом берегу таковых хватает.
Виктория (Светлана Золотько) привела Майлса (Сергей Солодов) к бывшему мужу, то есть на кладбище
В пьесе Строппеля семь не связанных между собой сцен, каждая на двух-трех персонажей. Средний возраст «ископаемых» – около семидесяти. Сюжеты – с легким налетом абсурда: одна дама приводит жениха на могилу мужа, чтобы тот благословил их из гроба, другая отдает все свое имущество дьявольски обаятельному проходимцу, измученные стариком Альцгеймером супруги яростно препираются, забыв, что давно развелись. Двумя эпизодами Жирков решил пожертвовать, но и без них ролей для народных (Александр Ганноченко, Неонила Белецкая) и заслуженных (Виктор Жданов, Олег Стефан, Юрий Литвин, Владимир Заднепровский, Сергей Солодов, Светлана Солодько, Ирина Мельник) оказалось предостаточно.
Жертва (Самуил, Олег Стефан) и палач (Пол, Виктор Жданов) встретились через семьдесят с лишним лет
Все пять сцен трагикомические. В одних преобладает смешное («Благословение», «Галстучный человек», «Мефистофель») в других, несмотря на присутствие юмористических пассажей, на первый план выходит серьезное («Жизнь прекрасна / Фантомные боли», «Альбатрос»). Новелла «Жизнь прекрасна» (в названии очевидная аллюзия на известный фильм Роберто Бениньи), о случайной встрече бывшего узника Освенцима и бывшего эсесовца (обоим за девяносто) – самая эффектная и у Строппеля, и у Жиркова. Во-первых, благодаря острому конфликту, а во-вторых, потому что в ней дают жару и Виктор Жданов, и – особенно – перебравшийся из Львова в Киев Олег Стефан.
Мелвин (Александр Ганноченко) и Космонавт (Олег Гоцуляк), персонаж, которого у Строппеля нет и в помине
«Альбатросы» вообще спектакль актерский. Каких-то особенных постановочных приемов в нем крайне мало, поэтому лихой кунштюк в четвертой сцене, усиленный эффектом неожиданности, идет на ура. Характерно, что выходя из предписанных драматургом ролей, переставая быть Мелвином, Лионой, Космонавтом и становясь играющими самих себя Ганноченко, Мельник и Гоцуляком, актеры резко переходят со служебного украинского на родной русский или суржик. Сильно сомневаюсь, что в этом есть какое-то фрондерство, но выглядит очень уж показательно. Не забывайте, дорогие зрители, актеры – люди подневольные, играют вовсе не на том языке, на котором живут.
Джулия (Неонила Белецкая) и Артур (Владимир Заднепровский) выясняют, у кого маразм больше
К «Альбатросам» есть вопросы (а то бы их у меня да и не было). Почему Ганноченко занят сразу в двух новеллах, да еще и подряд? – если это не форс-мажор из-за вынужденного тасования составов, то немного странно. Длинноты в последней сцене – такая фича или все-таки баг, и Белецкая с Заднепровским не держат темп? И не смущает ли режиссера тот факт, что в целом «Альбатросы» выглядят как тактический ход и эстетический компромисс?
Ладно, последний вопрос – сугубо риторический. Если бы нынешний глава Театра на левом берегу мучился пустыми сомнениями и тягостными раздумьями, его бы там, где он сейчас есть, просто не было.