Стас Жирков ушел из «Золотых ворот», но там мало что изменилось: его дело по-прежнему живет и побеждает. Отряд не заметил потери отца: знамя «Золотых» подхватила мать, то бишь супруга Жиркова и новый директор-худрук театра Ксения Ромашенко. Первой премьерой золотоворотцев в нынешнем сезоне стал спектакль под названием «Miłość/Любовь» польского режиссера, танцовщика, хореографа и перформера Миколая Миколайчика. Характерно, что эта веселая, отвязная, хулиганская постановка во многом напоминает две другие премьеры, сыгранные в «Золотых» на протяжении года.
Когда: 30 ноября, 19:00
Где: театр «Золотые ворота» (ул. Шелковичная, 7а)
Первым таким спектаклем был «Ричард III» немецкого режиссера Корнелии Кромбгольц (к сожалению, сотрудничавшая с «Золотыми воротами» художественный руководитель Театра Магдебурга ушла из жизни в начале ноября). В нем играли только девочки, пьесу покромсали на куски, к древним английским страстям подмешали современные украинские, а главную ставку сделали на актерскую импровизацию. Вскоре Жирков эффектно ответил Кромбгольц спектаклем «Отелло/Украина/Facebook». Там на сцену выходили только мальчики, Шекспира обрезали до минимума, основную часть текста актеры написали сами. Одним из ключевых приемов стал выход из роли, когда Дима, Антон, Андрей и др. принимались вещать не от имени каких-то там Отелло, Кассио и Яго, а от самих себя.
Орест Пастух не теряет своей харизмы даже без штанов
«Miłość/Любовь» вполне можно рассматривать как завершающий спектакль трилогии. На этот раз золотоворотцы обошлись без Шекспира – пассажи о самом высоком человеческом чувстве Миколайчик взял из «Цитадели» Антуана де Сент-Экзюпери. Состав подобрали смешанный: пять юношей, две девушки. С сюжетом решили не заморачиваться – его в «Любви» нет вообще. О выходе из роли говорить некорректно, поскольку ничьих ролей актеры не играют, а в доброй трети постановки они и вовсе изображают самих себя – Ореста, Христю, Артема и др. Миколайчик в первую очередь хореограф, для него важнее пластика, танец. Поэтому текст в его спектакле плавно и грациозно отошел на второй план.
Артём Плёндер и Дарья Твердохлеб напоминают, что любовь слепа
Еще на второй план у Миколайчика отошла любовь. Да-да, та самая любовь, она же miłość, главная и заглавная, прекрасная и мучительная, вокруг которой вроде бы весь сыр-бор. В изданном к премьере буклете режиссер откровенничает: «Сижу на кухне, пишу текст про любовь, а почувствовать не могу, забыл». Говорить о любви и хочется и колется: слишком легко сорваться в пафос, скатиться до банальностей, упереться в невозможность выразить эмоции словами. Отсюда игра на снижение, ядовитые актерские рефлексии – мол, что за херню мы тут несем? – и переход от тревожной патетики к безудержному стебу. Постановка Миколайчика похожа на школу: уроки, конечно, дело нужное и важное, но вы же понимаете, что все удовольствие – это перемены. Вот где можно повеселиться, поскакать, поприкалываться!
Владислав Онищенко демонстрирует, какие жуткие звуки можно извлекать при помощи электрогитары
В «Любви» веселятся, скачут и прикалываются в полный рост. Характерно, что через пару дней после просмотра драматические эпизоды спектакля начисто стираются из памяти, зато в ней прочно оседают эксцентрика, ерничество, кураж, радость совместного дуракаваляния, ощущение творческой свободы. Посмотрев «Любовь», вы отлично проведете время, но о любви ничего нового не узнаете. Здесь задают вопросы, которые изначально не предполагают ответов. Здесь нагнетают драму, чтобы с милой непринужденностью свести ее на нет. Здесь лишь чуть-чуть делают больно, чтобы как следует сделать смешно.
Иногда актеры танцуют сами по себе, порой друг с другом, а бывает, что и со стульями
Если называть вещи своими именами, «Miłość/Любовь» не столько спектакль, сколько капустник. В 2019-м этот жанр в премьерных работах «Золотых ворот» был одним из основных. Питомцы Жиркова–Ромашенко наигрались вволю, изрядно потешили публику, но дальше в этом направлении идти некуда. Рискну предположить, что следующая постановка театра будет радикально отличаться от трех предыдущих. Так это или нет, станет ясно уже в следующем году. Это если вынести за скобки премьеру студенческого спектакля «Жить в Киеве» по прозе Тани Малярчук, которая состоится в ближайшие дни.
Фото - Алексей Товпыга.