25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин и в день старта кампании «16 дней активизма против гендерно обусловленного насилия» Дикий театр представил спектакль «Шрамы». Отыграв его на столичной «Сцене 6», «дикие» отправились демонстрировать постановку Натальи Сиваненко по пьесе Киры Малининой в разных городах страны, от Луцка до Херсона. Все показы «Шрамов» будут бесплатными, по предварительной регистрации.
Когда и где:
Попасть на страницы регистрации можно отсюда.
«Шрамы» – проект социально значимый. Дикий сделал его вместе с организацией «ООН – женщины в Украине», специальной структурой Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Выделенное финансирование позволило создать не только сам спектакль, но и сопроводительные материалы к нему. Каждому зрителю «Шрамов» вручают фирменную сумку проекта и буклет, освещающий ситуацию с отношением к гендерно-обусловленному насилию в Украине. Ситуация эта, мягко говоря, не радует.
Это фото может ввести в заблуждение: на самом деле эротики в «Шрамах» почти нет
Согласно социологическим исследованиям, проведенным в 2019 году в Донецкой, Луганской и Запорожской областях, 71% респондентов считают, что основная причина насилия – это злоупотребление алкоголем и наркотиками (на самом деле нет). Многие полагают, что женщина сама провоцирует насилие, слишком откровенно одеваясь (29% ответов), проявляя неразборчивость в отношениях с мужчинами (39%), пребывая в алкогольном или наркотическом опьянении (50%). Больше половины мужчин уверены, что имеют право реагировать на измену жены криком и оскорблениями. Каждый десятый считает себя вправе ее ударить.
А вот это фото в заблуждение не вводит: в одной из историй насилия действительно фигурирует пистолет
«Шрамы» – почти вербатим. Спектакль построен на реальных историях украинских женщин разного возраста, живущих в разных регионах страны. Кира Малинина собрала из них пьесу, Наталья Сиваненко ее инсценировала (это дебютная постановка молодого режиссера), четыре актрисы – Анна Кузина, Марина Сердешнюк, Наталья Кобизская и Анна Абраменок – ее сыграли. Исходные монологи приобрели некоторые признаки диалогов, вербальная тема получила визуальную аранжировку, а главное, что документальный дискурс попробовал обернуться художественным. Оказалось, что документальный не только важней, но еще и интересней.
Постановочные находки в спектакле есть. Например, монолог матери: однотонное, лишенное модуляций бормотание безнадежно забитой тетки – дескать, отец плохого не хочет, а если он на дочку руку поднял, так это потому, что сильно устал, отец много работает, всем нас обеспечивает, а то, что рана загноилась, так это надо к врачу, только скажи, что банкой разбитой порезалась. Или параллельные истории о том, как парень позвал девушку на корпоратив, она поехала / не поехала, и что из этого вышло. И все же самым важным в «Шрамах» остаются те самые невыдуманные свидетельства, вокруг которых построен спектакль.
Изображая мужчин, актрисы надевают балаклавы. Вообще мужчины в «Шрамах» выглядят не слишком симпатичными
Не думаю, что Малинина с Сиваненко ставили целью рассказать обо всех видах гендерно-обусловленного насилия, но тему они, в общем, раскрыли. В «Шрамах» есть истории о том, как отец бьет дочь, как сосед лезет в трусики к семилетней девочке, как молодой человек унижает свою подругу – не стоит забывать, что насилие бывает не только физическим, но и моральным. Есть в спектакле и то, чему посвящен упомянутый в начале буклет. «Шрамы» настоятельно напоминают, что проблема и в самом насилии, и в том, как общество к нему относится.
В финале на экране появляются лица женщин, поделившихся своими личными историями с авторами спектакля
Увы, украинский социум все еще патриархален и консервативен, приучить его к толерантности и этическим нормам западной цивилизации – дело непростое и долгое. Тем не менее, прогресс есть, и само появление «Шрамов» – тому свидетельство. Да, постановку Дикого посмотрят в основном те, кто считает насилие недопустимым. Да, социальная значимость этого спектакля выше его художественной ценности. Зато сама эта значимость сомнений не вызывает. Путь в тысячу ли начинается с первого шага, и дорогу, как известно, осилит идущий.
Фото Алексея Товпыги