Недавно в эфире Нового канала с успехом "пролетели" "Первые ласточки" - сериал о группе школьников-подростков, которые вовлечены в суицидальную игру по типу грустно нашумевшего "Синего кита". Герои пытаются найти общий язык с родителями, друзьями, выяснить, что за таинственный "Друг" с помощью СМС толкает их на самоубийства. Но главное - подростки хотят понять, кем же они сами являются в этом мире. Мы поговорили с генеральным директором Нового канала Алексеем Гладушевским и про создание "Ласточек", и про возможность появления украинской стриминговой платформы, и, конечно, про развитие кино в нашей стране.
Поздравляю вас! "Первые ласточки" вызвали небывалый резонанс на украинском ТВ.
Спасибо! Да, цифры очень хорошие для такого продукта.
Но вам не кажется, что мало серий в итоге получилось? 19 ноября премьера, 22 - уже финал.
Там сюжет как раз на 8 серий, больше не планировалось. "Ласточки" - это и так рискованная история была. Во-первых, Новый воспринимается зрителями именно как развлекательный канал, где много юмора и звезд, которые шутят. В этом сериале все пошло "от обратного" - не развлекательный, поднимаются серьезные темы суицида и сексуальной ориентации, почти нет селебрити, акцент на молодых неизвестных актерах. Такого не то, что от Нового канала, даже от украинского телевидения особо не ожидали. Никто не думал, что можно так прямо говорить о темах, которые раньше почему-то замалчивались.
Резко запускать весь контент такого типа, как "Ласточки" нельзя, потому что зритель может его отторгнуть.
В то же время "Ласточки" - социальный проект.
Безусловно. Проект с очень сильной социальной миссией. Вообще моей главной задачей как генпродюсера было создание диалога с молодежью так, чтобы мы разговаривали на их языке. Я понимал, что только какими-то веселыми историями, шутками привлечь молодого зрителя на ТВ не получится. Нужно было что-то пробовать, но резко запускать весь контент такого типа, как "Ласточки" нельзя, потому что зритель может его отторгнуть. Тогда мы решили давать такие проекты дозированно, чтобы наша аудитория успела привыкнуть.
Вам не кажется, что само словосочетание “молодежный канал” звучит странно? Ведь ни для кого не новость, что контент для молодежи размещен в интернете, на разных стриминговых платформах.
Просто в Украине нет не то, что такой платформы, как Netflix – вообще никакой нет. При этом то, что размещают на стримингах никогда не покажут в классическом эфирном ТВ, но мы рискнули и у нас получилось.
В чем же эти отличия?
Например, если, мы хотим рассказать о сексуальном влечении друг к другу, то ТВ-вариант будет цензурированным – то есть, оголенную грудь героини мы зрителям не покажем. Мат из уст персонажа сериала в эфир тоже никто не пропустит. А вот как раз на онлайн-платформах такие ограничения снимаются. Но главное отличие все же не в отсутствии цензуры, а в самих героях. В эфирном ТВ - том, которое смотрит и любит зритель по всему миру, герой более “линейный”. В таком контенте все однозначно: если героиня – проститутка, то она – негативный персонаж. Если мать-одиночка с тремя детьми, то она хорошая, бесспорно.
То есть, на ТВ “Джокера” не покажут?
Абсолютно верно. Платформенный контент помогает создать более "глубокого" героя. Тут и проститутка можем быть в чем-то хорошей. То есть, она будет показана со всех сторон этого характера, а зритель уже сам сможет сделать выбор - сопереживать ей или ненавидеть.
Я правильно понимаю, что появление “Первых ласточек” - это первые шаги на пути к созданию стриминговой платформы в Украине?
Очень надеюсь, что скоро такая платформа появится. Скоро - это, дай Бог, конец следующего года.
А контента у нас в стране достаточно, чтобы там его размещать?
Я считаю, что мы в Украине должны уже потихонечку работать над историями, над девелопментом в этом направлении. Для наполнения платформы нужно довольно много времени, потому что такие сериалы, с такими разносторонними героями, как я описал, создаются очень долго. Самый важный этап - это не съемки, не кастинг, а сценарий.
Если говорить о “Ласточках”, то не проще ли вам продать этот проект на какую-то платформу, чем самим создавать ее?
Мы как раз сейчас работаем над продажей. Мы должны были выложить все серии после того, как эфир на Новом закончился, но не сделали этого, потому что начались переговоры по дистрибуции. Сейчас уже в доступе все серии на сайте Нового канала.
Почему вы изначально выложили на YouTube только первый эпизод? Чтобы заинтересовать молодежь, и она вернулась на телек?
Абсолютно верно. Ведь сейчас как обстоят дела: подростки знают, что по телевизору шоу можно не смотреть – зачем, если его все равно выложат на YouTube? Так было со всеми шоу Нового канала – они обязательно сразу же выкладывались в сеть. На этот раз мы решили отойти от такой практики, и этот ход сработал – молодежь действительно начала ждать эфира на Новом.
Идея “Ласточек” возникла еще в 2016 году и на тот момент была актуальна суицидальная игра “Синий кит”. Вы не опасались того, что пройдет время и эта тема потеряет актуальность?
Поэтому мы и приняли решение не делать прямую ассоциацию в “Синим китом”. Эта история скорее про взаимоотношения подростков и родителей, про становление личности. Если бы мы снимали чисто о “Ките”, то это был бы триллер в стиле "Угадай, кто маньяк?" Это была бы уже совсем другая история.
Этим сериалом меня по-хорошему "заразил" Женя Туник (шоураннер “Первых ласточек” - Yabl). Я доволен тем, что получилось в результате и очень рад, что мы открыли молодых актеров, ранее неизвестных. Таким образом мы показали другим молодым актерам, что попасть на экран реально, и что такая актерская игра кому-то нужна.
Каждое “шо” было прописано в сценарии.
Такая - это какая?
Менее пластиковая, чем в сериалах, которые выходили раньше. Эта пластиковость…она же была видна в диалогах. Поэтому Женя Туник лично каждую фразу для “Ласточек” прописывал, чтобы она звучала по-живому.
То есть фразы героев на суржике - это не актерская импровизация?
О, нет. Каждое “шо” было прописано в сценарии. Конечно, это делалось специально, чтобы добавить “живости” героям. И, как видите, это удалось – ребят очень полюбил народ. Я и сам их полюбил! Из-за этого у меня даже возникла проблема: когда рассматриваю идеи новых сериалов, то в ролях автоматически представляю кого-то“ласточек” (смеется). Сразу же себя одергиваю: “Так, подожди, что ты себе придумываешь? Есть же море молодых актеров и актрис, которые так же хорошо смогут это сыграть!”
Мне хочется снять глубокую драму с “объемными” героями.
Я знаю, что вы подумываете о съемках полного метра.
Да, у меня уже даже почти готов сценарий. Это фильм о взаимоотношениях подростка со своей семьей. Мы привыкли, что большинство детей хотят как можно быстрее вырваться от родителей. Мне захотелось показать другую сторону – подростка, который изо всех сил противится этому “уходу в большой мир”, ведь именно мать является для него символом его мира. В этом фильме будет много провокационных сцен, много эротики, но не пошлой, а такой, какой она должна быть в хорошем кино. В любом случае, это не единственная моя идея. Меня интересуют фильмы как ограниченного, так и широкого проката. Ведь не обязательно кино широкого проката - это какая-то "шароварщина". Мне хочется снять глубокую драму с “объемными” героями, также интересно поработать над артхаусом.
Речь о работе в рамках StarLightMedia?
С холдингом я пока только начал это обсуждать, но, даже, если он не заинтересуется в этой истории, то мы будем искать инвесторов. У меня есть партнер, с которым мы планируем открыть свой продакшн – именно он и будет заниматься кинопроизводством.
Кстати, как вам недавняя ситуация с отбором в Держкино? (главную и единственную претендентку на этот пост Юлию Синькевич неожиданно "срезали" на последнем этапе конкурса – Yabl)
Сама ситуация мне пока не “налезла на голову”. Я еще могу понять, если бы ее “срезали” на третьем этапе, когда участники представляли свою программу, но ее программа как раз была очень четко представлена! Юлия честно говорила про свои планы, если не знала ответа, то так и говорила: “Для того, чтобы ответить вам, мне нужно разобраться в этом”. Никаких популистских фраз - наоборот, я понимаю, что никто не “врет с экрана”. Мне говорят абсолютно адекватные вещи, которые понятны мне и как человеку, и как медиаменеджеру. Я высказал свою позицию лично в Facebook, подписал петицию, а также стал участником акции в поддержку кандидатуры Юлии. Я очень верю в то, что она смогла бы придать работе в Держкіно какой-то момент справедливости и честности.
Кстати, когда мы планировали показать на ОМКФ (Юлия Синькевич – генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля – Yabl) первую серию “Ласточек”, то с Юлей так и не удалось договориться, потому что наш эпизод не был готов до конца. Она отказала мне и никаких “скидок” на то, что я гендиректор Нового канала не было. Она про конструктив.
Но нельзя быть уверенным на 100 процентов, что тот, кто прийдет вместо Юлии - это какое-то тотальное “зло” для украинского кино.
Да, я понимаю. Но то, что ему будет тяжело после этой ситуации, это ясно. Даже, если человек будет хороший, то все равно он попадет под незаслуженный пресс.
Что из украинских полнометражных премьер уходящего года вам понравилось?
Сильное впечатление произвел фильм Антонио Лукича “Мої думки тихі”. Он выходит в прокат 16 января, но мне уже удалось его посмотреть и, знаете, я был расстроен, когда он закончился! Вообще я люблю более мрачные фильмы, но в “Думках” все сработало - и режиссер, и актеры. Также мне понравился “Додому” Наримана Алиева.
Покажите мне хоть одного человека, которому бы этот фильм не понравился.
Я не могу сказать, что я был в таком диком восторге, как многие, тем не менее, меня зацепило. Есть в этом фильме что-то, что смогло достучаться до меня. Возможно, искренность непрофессионального актера, который играл младшего сына. Не в обиду Ахтему Сеитаблаеву будет сказано, но мальчик его тут переиграл.
Нариман построил свой фильм на очень сильных мужских персонажах, но самое большое впечатление на меня произвел женский образ. Сцена прощения жены брата Мустафы в этом фильме – просто “вышка” благодаря этой актрисе. Даже финал “Додому” меня так не впечатлил.
Фото: Александр Пилюгин