Богомазов покорил Китай. Васянович очаровал Беларусь. Грузинские гомофобы распоясались. В фильме Манского замазали Михалкова. Киношники хотят Синькевич. Шолом-Алейхема расписали свастикой. ВСЛ зачислили во враги народа. Чех идет на дуплет.
Я предупреждал, что ноябрь – месяц стремный, поэтому не стоит удивляться тому, что культурки в нынешней хронике больше, чем культуры. Начнем, однако, с хорошего: Театр им. Франко получил четыре престижные награды в китайском Циндао. Постановка Дмитрия Богомазова «Кориолан» была отмечена Международной театральной премией Академии драмы Китая в номинациях «Лучший спектакль», «Лучший актер» (Дмитрий Рыбалевский), «Лучший актер второго плана» (Алексей Богданович) и «Лучший дебют» (Александр Рудинский). Богомазов, он и в Китае Богомазов.
Если в Китае полюбили украинский театр, то в Беларуси оценили украинское кино. Фильм Валентина Васяновича «Атлантида», ранее завоевавший награды в Венеции и Токио, получил Гран-при на минском кинофестивале «Листапад». Действие ленты происходит в недалеком будущем в Донбассе, вернувшемся под контроль Украины. Судя по тому, что «Атлантиду» упорно называют антиутопией, большой радости это возвращение ни Украине, ни Донбассу не доставило. О том, как выглядит донбасское будущее по версии Васяновича, можно будет узнать в 2020-м, когда картина закончит собирать фестивальные призы и выйдет в украинский прокат.
Тем временем в Тбилиси несколько сотен праворадикалов попытались сорвать премьеру грузинско-шведского фильма «А потом мы танцевали», посвященного конфликту между традиционным и современным подходом к искусству народного танца. Дело, конечно, не в танцах, а в том, что в ленте показаны гомосексуальные отношения между горячими грузинскими юношами. Напомню, что картина Левана Акина стала триумфатором Одесского кинофестиваля – она получила там и зрительский Гран-при, и приз жюри за лучший фильм. Более того, «А потом мы танцевали» уже номинировали на «Оскар», но не от Грузии, а от Швеции. Такое решение наверняка устроило и шведских либералов, и грузинских реакционеров.
Осуждая гомофобов из солнечной Грузии, имейте в виду, что в туманной Украине косяков в области культурки тоже до хрена и больше. Например, режиссер документального фильма «Свидетели Путина» Виталий Манский с удивлением обнаружил, что в украинской прокатной версии его картины лицо Никиты Михалкова аккуратно замалевали. Оказывается, Михалков включен в список «лиц, угрожающих национальной безопасности» Украины, и на наших киноэкранах его физиономию демонстрировать нельзя. Всякого там Путина, Шойгу да Суркова – пожалуйста, сколько угодно, они украинской безопасности, по-видимому, не угрожают, а вот Михалкова – боже упаси. Вроде бы все сделали по закону, а вышел какой-то идиотизм. Может, с законами что-то не то, ась?
Еще у нас явно что-то не то с конкурсами на ответственные культурные посты. Высокая государственная комиссия так серьезно подошла к назначению нового главы Госкино, что из восьми претендентов не смогла выбрать ни одного. После того как единственного финалиста, генерального продюсера ОМКФ Юлию Синькевич, забраковали на итоговом собеседовании, заявив, что она недобрала положенных баллов, разгорелся скандал. Кинематографическая общественность потребовала пересмотреть результаты конкурса, Кабмин объявил, что его проведут заново. Чем дело закончится, пока непонятно, но почему-то кажется, что, если устроить конкурс на членов комиссии, то большинство членов комиссии его не пройдут.
Теперь о литературе. В ночь на 25 ноября на памятнике Шолом-Алейхему кто-то нарисовал красные знаки свастики, и эта акция, в отличие от недавнего раскрашивания Самсона, на художественную никак не тянула. В сети тут же появились смелые предположения, что сей вандализм специально учинили российские провокаторы, поскольку в Украине антисемитизма нет и быть не может. На самом деле еще как есть: согласно свежему исследованию ADL Global 100 Index в Европе хуже украинцев в этом плане только поляки. В общем, ФСБ может не суетиться, у нас тут своих мудаков хватает.
«Видавництво Старого Лева» продало права на публикацию двух детских книг российскому издательству МИФ (кстати, прогрессивному и антипутинскому), и национал-долбо… патриоты тут же осудили ВСЛ с той же страстью, с которой Союз советских писателей осуждал Бориса Пастернака. Принципиальных противников любой торговли с Россией очень хочется спросить, отказались ли они уже от российского газа и российского угля, перешли ли на дровяное отопление. Похоже, скоро, чтобы прослыть врагом народа, достаточно будет подышать северо-восточным ветром без противогаза.
В конце месяца литературная премия «Книга года Би-би-си» объявила свой шорт-лист. В основной номинации финалистами стали две дебютантки, одна ударница, выпускающая по книге в год, автор фантастического романа и Артем Чех с действительно хорошим сборником рассказов «Район Д». Интересно, удастся ли Чеху, двумя неделями ранее награжденному престижной премией Конрада для молодых прозаиков, сделать такой же дубль, как Катерине Калитко, отхватившей в 2017-м и Конрада и «Би-би-си». Тогда я шутил, что все премии ушли в одну калитку; уйдут ли они сейчас в одного чеха, узнаем в декабре.