С 5 по 11 декабря в киевском кинотеатре «Жовтень» проходит «Еврофест: кино для каждого» — инклюзивный кинофестиваль европейских кино. Одна из восьми картин фестиваля — «Портрет девушки в огне» французского режиссёра Селин Сьяммы, чей фильм в 2019 году получил приз за лучший сценарий Каннского кинофестиваля и «квир-пальму» (специальная награда независимого жюри Каннского кинофестиваля, присуждается фильмам, освещающим квир и ЛГБТ-тематику — прим. ред.).
Где: кинотеатр «Жовтень» (Киев, ул. Константиновская, 26)
Когда: 10 декабря в 10:00
Показ фильма начинается с его презентации, что «Портрет девушки в огне», не смотря, что снят о XVIII веке, всё же демонстрирует существующие стереотипы о женщинах. Поэтому, когда со сцены кинозала прозвучало, что фильм сделали женщины для женщин о женщинах, то ничего не оставалось, как ужаться в кресло и притвориться той самой женщиной, дабы не пропустить какой-то важный инсайд или откровение.
XVIII век. Молодую французскую аристократку насильно выдают замуж за незнакомого итальянца. Мать героини считает, что будущий жених сначала должен получить портрет невесты, поэтому дочь, зная об этом, отказывается позировать художнику-портретисту. Тогда аристократичная мать под видом прогулочной компаньонки нанимает художницу, чтобы та скрытно нарисовала дочку по памяти.
Это завязка фильма, из которой разворачивается качественно вылизанный сюжет с мифической базой, сворачиваемостью образов и двойственностью происходящих событий. Учитывая, что предыдущие фильмы Селин Сьяммы связаны с ЛГБТ тематикой, то и тут гомосексуальные любовные связи ожидаемо присутствуют.
Но возникает вопрос, а что бы потеряло кино, если художницу заменить на художника? Ведь ничего не разрушилось бы, так как фильм останется о проблемах женщины XVIII века, где есть и варварские аборты, и пещерные традиции, и жалкое положение женщин разных сословий. Оправдать наличие в фильме темы сексуальной ориентации можно лишь желанием попасть в ещё одну конкурсную категорию ради большего числа номинаций и большего числа наград.
По форме режиссёр Селин Сьямма прям отличница французской киношколы Ля Феми, потому что «Портрет девушки в огне» снят чётко по кадрам, композиции и монтажным склейкам. Но чего нет, так это оригинальности, за которую можно было бы зацепиться и выделить авторский стиль. Поэтому «Портрет девушки в огне» ничем не отличается от ежегодного потока артхаусного кино из конвейера молодых и безликих выпускников европейских киношных школ.
Что отдалённо роднит «Портрет девушки в огне» с ожидаемым французским кинематографом — это эротика, хотя её тут мало. Есть пару красивых открывающих сцен, но в целом смотреть на нарочито снятые небритые подмышки не интересно, а вплетённый миф об Орфее и Эвридике притянут за уши и выпячено имплементирован в существующий нарратив.
Главная моя проблема с фильмом, что мне обещали актуальные стереотипы о женщинах, а в результате получил фильм о проблемах, которые остались для нашего общества в столетнем прошлом. Разве что запомнились аборты XVIII века, чьи практики встречаются до сих пор, мол, тут побегай, здесь повиси, это выпей, а там помажь. Поэтому в XXI веке запрет и порицание абортов только сильнее склоняет женщин возвращаться к средневековому мракобесию.
Сходить на «Портрет девушки в огне» рекомендую, но смотреть бы второй раз не стал. Артхаус предпочитаю глядеть дома, лёжа на диванчике, или на фестивалях. Но только так, чтобы рядом не хрумкали попкорн, пока главная героиня скребёт клавесин или мажет мазью подмышки.