Виталий Малахов не только реанимирует старые спектакли, но и создает новые, да еще и остроактуальные, на главную злобу дня. Под конец года худрук Театра на Подоле инсценировал роман Андрея Куркова «Серые пчелы», герои которого живут в маленьком селе буквально на линии фронта, между позициями украинских войск и донбасских сепаратистов. Одноименная постановка Малахова получилась осторожно-взвешенной и умиротворяюще-оптимистичной.
Когда: 22 декабря, 18:00
Где: Театр на Подоле (Андреевский спуск, 20б)
Главный герой «Серых пчел» – 49-летний Сергеич, на его роль пригласили звездного, но 62-летнего Богдана Бенюка. Жена с дочкой от Сергеича давно уехали в Винницу, электричества в доме нет, кругом стреляют, мед от пороха и дыма получается горький. К Сергеичу заходит друг-враг детства Пашка (Сергей Бойко), человек ватный, пьющий, русскоязычный. Они постоянно собачатся, но продолжают держаться вместе: других жителей в крошечном селе не осталось.
Сергеич (Богдан Бенюк) у Малахова не только герой, но и любовник
Беспринципный Пашка подкармливается у сепаратистов. К нему захаживает «гость из Сибири» Владлен (Артем Мяус) с погонами подполковника, увешанный карикатурными медальками, как те Гиви с Моторолой. К Сергеичу наведывается украинский солдатик Петро (Юрий Фелипенко), парень, сразу видно, хороший, добрый, честный. Еще на нейтральной полосе лежит неизвестно чей труп, и сердобольный Сергеич уговаривает Пашку пойти его похоронить, но тот рисковать, понятное дело, не желает.
Малахов располовинил роман Куркова, оставив для постановки только первую, донбасскую часть. Вместо крымского вояжа Сергеича в спектакле появились женщины. Навещающая героя во снах жена Виталина обрела умопомрачительную плоть Анны Саливанчук; Бенюк рядом с ней смотрится не то как папа с дочкой, не то как дедушка с внучкой. Еще возникла не менее пышнотелая, влюбленная в Сергеича Светка (Анна Тамбова), которую тому и хочется, и колется, но хочется все-таки немножко больше.
В этой сцене Виталина (Анна Саливанчук) одета гораздо сдержанней, чем во всех остальных
Сергеич и Пашка – этакие типы типычи, типичней не придумать. Первый воплощает украинский национальный характер: он прежде всего хозяин, «ґазда», чертовы пчелы ему дороже семьи, и Виталина от него сбежала во многом из-за его ханжеских собственнических замашек. Второй – стандартный советский человек: служил в Афгане, поет под гитарку военную попсу, вздыхает по временам развитого социализма, не видит разницы между «украми» и «сепарами» – и от тех, и от других одни разрушения.
Сергеич, несмотря на свой скептицизм и куркульские замашки, – дядька вполне проукраинский. Казалось бы, очевидная разница в его взглядах с Пашкиными должна провоцировать коллизии, однако прямых столкновений на политической почве в спектакле практически не происходит. Акценты расставлены при помощи других персонажей: Владлен – безусловное зло, Петро – безусловное добро. Несмотря на бахтинскую диалогичность и наличие разных точек зрения, спектакль у Малахова получился идеологически правильный, не придраться.
Можно придраться к другому. К тому, что добрый Петро запросто дарит Сергеичу «для самообороны» наступательную осколочную гранату РГД-5 (тут претензии не только к Малахову, но и к Куркову). Что граната эта, вроде бы претендующая на роль пресловутого чеховского ружья, начисто выпадает из сюжета. Что рыдающий Янукович в сновидении Сергеича ни к селу, ни к городу. Что Бенюк – актер вообще-то замечательный, но в роли первого парня на селе он как-то не того. Что название романа, оправданное крымскими злоключениями Сергеича, имело ясный практический смысл, а вот из названия постановки он бесследно улетучился.
Пашка (Сергей Бойко) с Сергеичем все время ругаются, но никогда не ссорятся
«Серые пчелы» – спектакль прекраснодушный, для утешения в скорби. Приходит долгожданная весна. Все наши остаются живы – погибает один лишь сибирский агрессор. Сергеич, прослышав о всеукраинской декоммунизации, благополучно переименовывает улицу Ленина в улицу Шевченко. Пашка, узнав, что дом соседа разнесли не ВСУ, а коварные боевики, идейно перековывается и переходит на украинский. Сергеич пакует пчел и отправляется на большую землю, к жене и дочери. В общем, Малахов с Курковым налили меду, но он горчит.
Пашка остается ждать окончания войны. Судя по новостям с парижского саммита, дожидаться ему еще долго.
Фото: Ира Маркони