Эротический триллер «Аромат жертвы» – второй спектакль, созданный по итогам проекта «Майстерня Молодого. Драматург», который я посмотрел в течение месяца. Как и первый, трэш-комедия «Дикие люди», он в точности соответствует предложенному театром жанровому определению: это действительно эротический и в самом деле триллер. В остроумной и нескучной, но очень уж скоротечной постановке Мари Акопян по пьесе Александра Головача зрителей держат в напряжении и Эрос, и Фобос. По мере действия возникает два вопроса: глубоко ли зайдет происходящее в эротику и случится ли на сцене (понарошку) убийство?
Когда: 21 декабря, 19:00
Где: Молодой театр (ул. Прорезная, 17)
Настя (Виктория Табачук) убегает в село от Оли (Дарина Панасенко), которую она разлюбила, но это не точно. Оля выслеживает Настю и принимается выяснять с ней отношения. Настя, чтобы насолить Оле, морочит голову местному юноше-мотоциклисту Диме (Игорь Лагай), которого она вообще-то ни в грош не ставит и презрительно называет Мопедиком. Бабуля Насти (Елена Кружилина) очень добрая, заботливая и все время хлопочет по хозяйству. Чтобы отцепиться от осточертевших Оли и Димы, Настя берется отнести слепому соседу Йозефу банку молока. Йозеф (Борис Георгиевский) – мужик загадочный, страшный и притягательный, гораздо интересней Оли и Димы вместе взятых. Настя начинает с ним флиртовать, хотя чувствует, что это игра с огнем. Точнее, с топором.
Кажется, что брутальному Борису Георгиевскому для роли маньяка Йозефа совсем не пришлось перевоплощаться
В пьесе Александра Головача «1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11...», по которой поставлен спектакль, все персонажи максимально типизированы. Настя – разочарованная в чувствах девица в поисках острых ощущений. Оля – отвергнутая возлюбленная, которой только и остается, что страдать и просить о сочувствии. Дима – сельский фраер, наивный и глуповатый, правда, по сюжету этот киндер с сюрпризом, который откроется только к финалу. Бабуля – мягкая, заботливая, спокойная как бронетранспортер старушка, она живет в своем замкнутом мире и ничего кроме него не воспринимает. Ну а Йозеф – классический маньяк-убийца, ментальный брат харрисовского Ганнибала Лектера, фонтриеровского Джека и актуализированного Тоддом Филлипсом Джокера. Когда-то его сильно обижали, вследствие чего он научился еще сильнее обижать других и самого себя.
В «Аромате жертвы» небанальная сценография. Режиссер Мари Акопян с художником Юлией Зауличной находчиво расчертили небольшое пространство Камерной сцены, разделив его Т-образным помостом на верхний и нижний мир. В первом обитают все персонажи, во втором, как тот Вовочка из старого детского анекдота, один-единственный Йозеф. Удел слепца – низина авансцены. Он там бродит в черной шапочке, периодически превращающейся в маску, возится со зловещими слесарными инструментами, меняет халат на палаческий фартук и замогильным басом рассказывает легкомысленной Насте пронумерованные истории об убийствах. Это такая жутковатая игра, во время которой завороженная девица млеет от любопытства, трепещет от страха, но все равно хочет еще.
Эротика в исполнении Дарины Панасенко (Оля) и Виктории Табачук (Настя) это прежде всего эстетика
В спектакле немало режиссерских находок. Постель, которую Настя вынуждена делить с Олей (бабуля, естественно, об интимных отношениях девушек ни в зуб ногой), изображается при помощи полиэтиленового кокона. Когда Оля и Дима с горя напиваются, они не опрокидывают рюмки, а поливают себя из брызгалок, надетых на пластиковые бутылки: чем мокрее, тем пьянее. Работящая Бабуля буквализирует выражение «ни разу не присела»: во всех сценах, кроме ударного монолога о том, как ее сто лет назад выдали замуж за нелюбимого, она, ласково бормоча что-то хозяйственное, беспрерывно ходит по кругу. Монолог и впрямь хорош, публика отреагировала на него аплодисментами, что в таких спектаклях случается нечасто. Характерно, что именно в нем звучит основной слоган постановки: «не позволяй другим решать за тебя».
Вроде бы эротический триллер, а ключевой монолог произносит старушка (Бабуля – Елена Кружилина)
Проблема у «Аромата жертвы» та же, что и в «Диких людях». Спектаклю не хватает развития, он слишком резко обрывается, а еще сюжетный кульбит в финале получился не только неожиданным, но и каким-то неуклюжим. Возможно, концовка пьесы более развернута и обоснована. К тому же, судя по ее названию, Йозеф рассказал Насте гораздо больше кровавых историй, чем Акопян сумела втиснуть в свою постановку – не исключено, что ее ограничивали во времени. Впрочем, все это только догадки.
Что касается двух главных вопросов, об убийстве и эротике, то ответ на них могу дать прямо сейчас, причем без всякого спойлера: и да, и нет одновременно. Как такое может быть? – сходите в "Молодой", посмотрите сами.
Основной сюрприз «Аромата жертвы» – финальное преображение Мопедика-Димы (Игорь Лагай)