Дикий театр продолжает заниматься селекцией, прививать дички современной драматургии к классическим розам. Раньше были «Вий 2.0» и «Кайдаши 2.0», когда Максим Голенко инсценировал Гоголя и Нечуя-Левицкого в аранжировке Натальи Ворожбит. Теперь Дмитрий Захоженко представил публике гибрид Шекспира и Лены Лягушонковой. В основе спектакля с шаловливым названием «Рич-Рич» – относительно малоизвестная пьеса «Ричард II», которую молодой драматург с молодым режиссером обработали, как Леннокс Льюис Виталия Кличко.
Когда: 19 декабря, 20:00
Где: Сцена 6 (ул. Васильковская, 1)
В отличие от печально знаменитого Ричарда Третьего, чуть ли не самого отъявленного мерзавца мировой драматургии, Второй Ричард – существо мягкотелое, самодовольное и слабовольное. Он недостаточно сволочь, мятежников не убивает, а всего лишь высылает из страны, поэтому в том, что с трона его в конце концов сбрасывает двоюродный братец Генри Болингброк, ничего удивительного нет. Сюжетную основу «Ричарда II» Лягушонкова и Захоженко сохранили. Однако вся соль их спектакля к пьесе Шекспира никакого отношения не имеет.
Ричард II (Алексей Доричевский). Пока еще король.
Соль – это то, что густо насыпано поверх первоисточника. Во-первых, постаралась драматург, дополнившая Шекспира рядом собственных сцен и текстовых вставок. Во-вторых, покуражился режиссер, привнесший в постановку намеки на всякую актуальную лабуду и расцветивший ее кровавыми сценками пародийного свойства. Пока актеры терзали классику, в зале стояла глухая тишина. Но как только на смену Ричарду приходил Рич-Рич, начиналась ржака.
Не, нуачо, наверное, это и впрямь смешно. Когда дуэль Генри и герцога Норфолка поставлена в манере рэп-батла. Когда герцог Омерль наряжен под прикольного гомосексуала. Когда всякие там лорды да графья ведут себя как борщаговская гопота. Когда на сцену выходят три карикатурных, очень жадных еврея. Когда один персонаж, зарезав другого, мутит над трупом веселые селфаки. Когда из живота Джона Ганта, герцога Ланкастерского, вытягивают двадцать метров бутафорских кишок и таскают их по всему залу.
Важную роль в «Рич-Риче» играют кишки
Еще отлично идут намеки на политические реалии. На фразу Греты Тунберг про украденное детство. На предвыборные лозунги Зеленского: один из плакатов группы поддержки Генри радует глаз надписью «Ге-команда!» На прочие свежераспустившиеся и скоропортящиеся мемы, о которых, в отличие от шекспировских пьес, лет через пять все благополучно забудут. Впрочем, Дикий театр это ничуть не смущает. Он не про вечное, а про злободневное.
Ударная сцена «Рич-Рича» – феминистский монолог Екатерины Вишневой. Она выходит из роли Королевы, чтобы выкатить претензии Шекспиру, заклеймить проклятый мужской мир и послать на три буквы придумавшего его Бога, потому что Бог тоже мужик, а значит та еще гадина. Гневный истерический спич пестрит ненормативной лексикой, каждое непечатное слово публика приветствует радостным хохотом и бурными аплодисментами.
Ключевой монолог спектакля произносит Екатерина Вишневая (Королева)
Если бы меня попросили описать впечатление от «Рич-Рича» одним предложением, я бы ответил, что последние полчаса сидел, раскачиваясь, как тот Лобановский, закрыв лицо руками и тихонько подвывая. Есть мнение, что настоящее искусство призвано вытаскивать реципиента из зоны комфорта, и в случае одного отдельно взятого зрителя оно своей цели достигло. Пока я страдал, вокруг веселились. «Рич-Рич» пошел на ура, поэтому не исключено, что когда-нибудь в Диком появятся другие спектакли по шекспировским мотивам. Например, «Гам-Гам», «Мак-Мак» или «Ром-Ром и Джу-Джу».
Новый король Генри (Владимир Заец) вырывает глаза у герцога Омерля (Павел Кружнов)
Интересно, как бы аудитория реагировала на постановку еще более радикального, еще более интерактивного театра, чем Дикий? Если бы со сцены не обвиняли древнего Шекспира, обобщенных мужчин и фантомного Бога, а оскорбляли и унижали самих зрителей? Если бы актеры раздавали им не конфетки, как в «Рич-Риче», а оплеухи? Иногда кажется, что благодарность киевской публики не знает границ, что даже такой БДСМ прошел бы с ней на ура.
Увы, пока об этом остается только мечтать.