ГРА хорошая, ГРА плохая. Банан на 120 тысяч. Книгу года Би-би-си дали за войну. В шорт-листе Оскара нет Алиева, но есть Маргул. В Шевченковский комитет вошли приличные люди. Союз писателей борется с тлетворным влиянием Запада. После ВСЛ во враги народа записали Yakaboo. Украинская реперша попала в британский топ.
Призы всеукраинского театрального фестиваля-премии ГРА вручили в последний день ноября, но в декабрьский обзор это событие попасть не успело, поэтому мы с чистой совестью вспомним его в январе. О победителях (Трунова, Урывский, Струтинский, Захоженко и др.) особо говорить не будем, зато скажем о том, что отношение к молодой премии в профессиональной среде очень разное. Одни ее всячески одобряют и радуются появлению в Украине «театрального Оскара». Другие считают, что ГРА – очередной распил бюджетных денег, что формат премии сомнительный, а ее торжественная церемония – торжество рагулизма. Возможно, отчасти правы и те, и другие.
Главным культурным героем декабря стал банан. Приклеенный скотчем к стене, он висел на выставке современного искусства Art Basel в Майами, представлял собой арт-объект итальянского художника Маурицио Каттеланы и уже был куплен неким французским коллекционером за 120 тысяч долларов, но… Художник Дэвид Датуна оторвал банан от стены и съел, превратив, таким образом, инсталляцию «Комедиант» в перформанс «Голодный художник». Как отнесся к творческому акту вандализма французский любитель искусства, мы не знаем, а вот банану посвятили десятки сетевых фотожаб: остряки меняли его на сардельку, туфельку, кота и т.п.
По традиции в середине декабря назвала своих лауреатов не обращающая внимания на бесконечные претензии злопыхателей премия Книга года Би-би-си. В основной номинации победила писательница-дебютантка с вычурным псевдонимом Гориха Зерня. Ее «Доцю» можно считать в некотором роде первым романом о войне в Донбассе, поскольку он не о том, что происходит вокруг войны, как у Жадана в «Интернате» или у Рафеенко в «Долготе дней», а о самой войне. Прогнозы литературной общественности оправдались: победу присудили по принципу не столько художественной ценности, сколько актуальности.
Тем временем Оскар – тот, который американский киношный, а не наш театральный – опубликовал шорт-лист номинантов на премию за лучший фильм на иностранном языке. Есть чему огорчиться: «Домой» Наримана Алиева, самая резонансная украинская лента 2019-го, в финал не попала. Есть чему порадоваться: в короткий список вошла сильная и страшная «Раскрашенная птица» Вацлава Маргула, снятая Чехией и Словакией с участием Украины. Правда, соперники у Маргула серьезные: в шорт-листе среди прочих значатся нашумевшая «Боль и слава» Педро Альмодовара, завоевавшая в Канне Гран-при «Атлантика» Мати Диоп и увенчанные там же Золотой пальмовой ветвью «Паразиты» Пон Чжун Хо.
Радикально обновился состав комитета, присуждающего Шевченковскую премию. В него вошли такие уважаемые люди, как режиссер Дмитрий Богомазов, художница Влада Ралко, актриса Римма Зюбина, литературовед Тамара Гундорова, киновед Владимир Войтенко. Приятно, что в списке много молодых: это литературный критик Евгений Стасиневич, музыковед Любовь Морозова, генпродюсер ОМКФ Юлия Синкевич, поэт Остап Сливинский, музыкальный критик Игорь Панасов. Похоже, скептическое отношение к главной культурной премии страны, которую раньше нередко давали черт знает кому, теперь изменится к лучшему.
Зато в Союзе писателей ничего не меняется. Его глава Михаил Сидоржевский накатал телегу министру культуры о том, что фильм «Черный ворон» по очень патриотическому (и при этом изрядно ксенофобскому) роману Василия Шкляра, мало показывают в кинотеатрах, предпочитая ему всякие там звездные войны, которые чиновник назвал макулатурой. Комментируя заявление Сидоржевского, коллеги-журналисты отметили, что на самом деле макулатурой обычно является продукция членов Союза писателей, а на сеансах «Черного ворона» зрителей можно пересчитать по пальцам – иногда одной руки.
В ноябре патриотическая общественность набросилась на «Видавництво Старого Лева» за то, что оно продавало свои книги в России. В декабре объектом атак бескомпромиссных патриотов стал крупнейший книжный интернет-магазин страны Yakaboo: «Книгарню Є» возмутило, что он договорился о партнерстве с российским издательством «Альпина» – кстати, ничуть не прокремлевским, а наоборот, оппозиционным. Самое смешное в этой истории то, что интернет-магазин «Книгарні Є» преспокойно торгует продукцией российского издательства «Эксмо», десятки книг которого для продажи в Украине запрещены.
Есть и хорошие новости. Украинский репер Alyona Alyona, она же Алена Савраненко, попала в список «50 новых артистов для 2020 года», составленный не кем-нибудь, а авторитетнейшей британской газетой The Guardian. Интересно, какую роль в этом успехе сыграла внешность певицы, превратившей то, что обычно считается недостатками фигуры, в несомненное достоинство своего имиджа. Тут трудно не вспомнить, что еще одной выдающейся украинской женщиной, покорявшей Европу, была не менее примечательная своей внешностью Верка Сердючка.