В так называемом «Указателе сказочных сюжетов» по системе Аарне сказка «Синяя борода» идет под номером 312 (из примерно 2000 предусмотренных), в то время как репертуар детских новогодних/ рождественских спектаклей в Украине, кажется, всего использует палитру из 3-5.
Как правило, праздничные спектакли для детей — это очень ожидаемое, исключительно скучное предприятие, формальный и конвейерный характер которого поддерживается еще и коммерческим мотивом. Из года в год на сценах цирка, дворца «Украина», оперетты и даже камерных частных театров помощники Санты спасают Снегурочку (в зависимости от года она будет похожа или на Белль, или на героиню из Frozen, или на Дейнерис), дети кричат в нужный момент волшебные слова, постигая азы иммерсива, актеры считают прибыль, полученную в рождественский праймтайм в «халтуре», родители — минуты, чтобы поставить галочку напротив пункта «социальный долг».
Даже если такая ритуальная афера и пополняется какими-нибудь формально новыми героями, ее суть все равно, чаще всего, сводится к голливудскому шаблону «плохой против хорошего», по поводу качества которого не сильно заморачивались, а общее эстетическое состояние стремится к модели для сборки с 7-го километра Одесской трассы.
Дикий театр задался целью такой китч разбавить, предложив локальному рынку нечто почти уникальное: нормальную стильную сказку, с близкими зрителю героями, свежими шутками, адекватным визуальным кодом.
Конечно, в их мюзикле нет ни технологической мощи, как у «Країни мрій», ни особой философичности, как в ДАХовской «Девочке со спичками». Но что-то все-таки есть.
Разбираемся.
Для начала о самой истории. «Синяя борода» — крутой вариант для Дикого, потому что сказка, мягко говоря, одна из самых стремных (хуже только о безрукой девочке у братьев Гримм). Обобщая, можно сказать, что в фабуле есть все, на что Дикий театр нажимает в своих взрослых спектаклях: насилие (возможно сексуальное, без активного согласия), преступление, эротика, мрак. Жуткий мужик с аурой маньяка (Синяя борода), о котором ходят слухи, что он убил 7 своих предыдущих жен, похищает новую девушку и утаскивает в замок. Об остальном — у разных источников по-разному: уже Перро записывал это по следам народных сказаний, внутри которых есть разногласия и разночтения, Оффенбах выкрутил это как забавную оперетту, а Бела Барток рассказал о нешуточной любви в свете романтической мистики.
Дикий театр не перенимает ни одну из этих манер. Драматургию по мотивам сказки специально для мюзикла создали Илья Пелюк и Маша Ряпулова, переработав сюжет примерно так (дальше спойлеры!).
В неком не сильно просвещенном провинциальном городке ходят легенды о Синей бороде. Это такой стоп-фактор, запрещающий молодым барышням и подросткам лазить ночью по городу, и особенно по прилегающему к нему лесу: все знают, что Синяя борода одну из жен задушил, другую порезал на мелкие кусочки заживо... список обширный. Но у героини Насти есть супер веская причина, чтобы по ночам все-таки лазить: она любит учиться, школа далеко, приходится возвращаться поздно. Ситуация действительно драматическая, ведь мама, которая, судя по всему, пьет после ухода из семьи отца (то есть все 17 лет жизни Насти), не обращает на это внимание, не поощряет обучение и вообще на многое забила.
Однажды в лесу Синяя борода таки похищает Настю, и та оказывается в хоромах «загадочного плохиша». Как водится, ей дают ключи от всех комнат, строго наказывая не ходить только в одну из них. Плот твист нового сюжета поджидает зрителя тогда, когда Настя все-таки заходит в эту комнату: внутри хранятся не трупы убитых жен, как в версии Шарля Перро, не мистические предзнаменования, как у Бартока, а мамино свадебное платье. Оказывается, отец Насти не ушел 17 лет назад, а попался злой ведьме в лесу, которая стерла ему память за регулярные грабежи и превратила в Синюю бороду. Искал этот Синий борода не юных жертв, а свою забытую реальную семью.
Впечатляет? И да, и нет.
Во-первых, есть подозрение, что я сейчас рассказала эту историю во всех отношениях стройнее, чем сам спектакль. Во-вторых, не покидает чувство, что сюжет мюзикла по «Синей бороде» здесь искусственно сшили из массы других сюжетов. Проблема в том, что кипа расхожих историй не рождает одну уникальную.
Если же говорить о том, как это сделано, то и чисто сценически мир «Синей бороды» состоит из разных, скажем так, миров: здесь и нотки украинской новой драмы (герои «нового дна») вместе со «Сталкерами» Жиркова (пара Таня Лаврская и Владимир Скорик очень похожи на Библив и Влада Писаренко), и легкий флёр программы «Кохана ми вбиваємо дітей», и сцены, стремящиеся к какому-нибудь мюзиклу «9» или «Чикаго», и главный герой, напоминающий вначале романтика-асоциала из «Призрака оперы», а потом — простого работягу из села, и витающая над этим всем эстетика итальянских джалло.
Не смотря на приятные частности или эффектные музыкальные номера, переход от одного состояния дел к другому происходит то слишком не мотивировано, то слишком быстро, то вообще довольно нелепо в реальности спектакля.
Например: львиную долю времени мы были заняты вопросом «что же за запертой дверью», как вдруг не пойми откуда вылезает тема любви Насти и стражника, не подающая ни одного признака до этого (о ней, конечно, сочиняют песню). Брат просит нас покричать волшебное слово, чтобы расколдовать оцепеневшую после утраты маму, актриса поет песню «Я погана мати», и больше тема их отношений с дочерью, ее родительства не поднимается вообще. Когда мать с братом отправляются на поиски Насти, авторы очень забавно шутят про потенциальное оружие — убийственно плохие стихи, которые последний записывал на салфетках (пачку, то есть сборник, взял с собой), но это орудие никак не работает, не помогает ему, например, завоевать стражницу при входе и в целом очень формально звучит в конце всего один раз.
Короче говоря, в спектакле можно найти массу таких вещей, которые хоть и являются сами по себе смешными/ красивыми/ удачными, но появляются и исчезают абсолютно рандомно.
Отдельно хочется сказать о том, как Дикий театр отчаянно стремится к совсем не детской «вкусности» в своем первом детском мюзикле, эдакому дарк кабаре: здесь слуги бороды появляются в корсетах, масках черных зайчиков и масках с прорезями в стразах, вымышленные убийства жен шикарно показаны в виде мрачного мультика от Алены Авраменко (участница анимационного театра «ТАМ»), аутфит Насти, песочную кожанку с актуальным платком, хочется поносить и самому.
В свете всего спектра спектаклей и шоу, которые обещают раскрасить наши праздники уже который год подряд, мюзикл Дикого театра все-таки кажется и по-своему забавным, и довольно необычным. Поэтому если задаться вопросом, где будет интереснее 10-летнему ребенку, то уж скорее на «Синей бороде», чем на средней антрепризе.
Что круто: талантливый видеоарт, смешные шутки, музыка.
Что сомнительно: драматургия, местами неуверенная актерская игра.
Следующий показ: 8 марта в 12.00
Фото: Алексей Товпыга